В 2018 году в Латвию прибыл украинец А. и попросил присвоить ему статус беженца. 24 июля 2018 года он подал заявление в Управление дел гражданства и миграции (УДГМ), но 20 ноября получил отказ. Это решение он обжаловал, но безрезультатно, и 30 марта 2019 года при помощи международной организации помощи отбыл домой.
Однако уже 29 июня 2019 года А. приехал снова. На этот раз он привез с собой мать, бабушку, брата и супругу брата. Он снова попросил статуса беженца. В качестве основания привел аргумент о преследованиях по религиозным соображениям. А. заявил, что он протестант, эта община в их городе небольшая - 200 человек. На богослужения А. отвозил брат на машине, потому что по улицам города передвигаться было невозможно. Сами богослужения проходили в доме, потому что при попытке собраться в церкви жители окрестных домов вызывали полицию, и та всех разгоняла.
Мать и бабушку А. привез в Латвию, потому что в их местности идут военные действия. Переехать в другой район Украины они не нашли возможности, потому что в других областях людей из Донецка не любят. В Латвии же заявителям нравится атмосфера и отношение людей.
Брат заявителя в свою очередь указал, что чувствует на родине угрозу от военных.
УДГМ им в статусе отказала. Даже если православные соседи не слишком любят протестантов и критически настроены к людям другой веры, это не подходит под критерии "преследования". То, что семью А. обзывают сектантами и разрисовали им забор баллончиком, оценивается как хулиганство, а не преследование по религиозным соображениям. По поводу подобных конфликтов нужно было обращаться за помощью к местным правоохранительным органам. Однако семья этого не сделала.
Кроме того, публичные данные свидетельствуют, что протестантская община в последнее время на Украине укрепляется.
Что касается конфликтов с солдатами по поводу русского языка, то их тоже скорее можно оценить как бытовые.
Сейчас город, в котором проживал А., не находится в зоне военных действий, но ситуация не оценивается, как безопасная. Есть перебои с подачей воды, электричества, другие бытовые проблемы. Однако семья могла переехать в другой регион Украины, решили в УДГМ.
А. оспорил это решение в суде, но не помогло. Вердикт остался прежним и всей этой семье придется покинуть территорию Латвии. Такое решение принял 28 февраля районный административный суд.
Для специалистов, которых заинтересуют детали этого дела, сообщим его номер: A42-01084-20/18.