Порт Усть-Луга — это тяжело выстраданное государственное детище. После развала СССР в 1991 году, когда «отвалилась» Прибалтика, Россия осталась без каких-либо портов на Балтике. Небольшой перевалочный пункт Усть-Луга в мгновение ока превратился в большой проект морского порта. Неоднократно правительство обсуждало возможность построения здесь стратегической морской базы Балтийского флота.
28 апреля 1993 года правительство Черномырдина выносит решение «О сооружении высокопроизводительных портовых комплексов» в этом месте. Еще несколько лет проект значился только на бумаге. И только в 1998 году здесь появился так необходимый угольный перевалочный пункт (примерно в те же годы начал вводиться в строй аванпорт Бронка). В 2007 году порты стран Прибалтики безраздельно царили в грузо-перевалочном бизнесе, и били слабые российские порты — предоставляя широкий спектр сервисов, отлаженную инфраструктуру. К этому моменту судьба Усть-Луги была очень сомнительной, а вложения в нее — авантюрой. Звездный час Усть-Луги по-настоящему пробил только в 2008-м, с началом мирового экономического кризиса. Эпоха нефтяного изобилия стала заканчиваться, доллар упал, и тогда российские власти обратили внимание на это место как на потенциальный источник дохода в виде экспорта-импорта грузов.
Справка
Основателями порта Усть-Луга являются Анна Расмуссен и Анатолий Кузнецов, владельцы фирмы «Кодекс», которые после глубокого гео-гидро-бизнес-анализа, увидев колоссальные стратегические возможности в участке леса на берегу Луги, в 1992 году создали ОАО «Компания Усть-Луга» и заказали проект порта Усть-Луга на несколько судомест в санкт-петербургском Институте водного транспорта. А Расмуссен профинансировала проект порта Усть-Луга и получила все необходимые согласования. С момента развития в Усть-Лугу было вложено 15 миллиардов рублей. И все эти годы, начиная с 2014-го, порт Усть-Луга уверенно наращивал обороты. В 2016 году порт сумел стать первым на Балтике, заняв 40% рынка стивидорных услуг. Но 2016-й, хоть и был богат на прирост грузов, стал печально известным благодаря вскрытой схеме самой крупномасштабной контрабанды на Северо-Западе.
В июле 2017 года сотрудниками ФСБ был арестован главный брокер Северо-Запада Игорь Хавронов. Как мы уже писали, за его арестом последовали другие — аресты крупных силовиков Павла Смолярчука, Вадима Уварова и отставка генерала Воронина — звенья одной цепи. Так же, как и сегодняшний процесс над олигархом Дмитрием Михальченко и объявление в розыск еще одного крупного брокера Бориса Авакяна. К слову, все эти люди так или иначе зарабатывали деньги для крупных фигур в правоохранительной системе. Зарабатывались финансы, понятное дело, на контрабанде. С этой контрабанды, как говорят, жил весь «Черкизон», и пробавляется не менее известная «Апрашка» (Апраксин Двор) со всеми ее 12 вместе взятыми криминальными группировками, кормящимися тут от дани продавцов. Но как говорят источники, это была лишь вершина айсберга. Ведь к истории о контрабанде нынче присоединилась история об отмывании денег за границей. А фигурант этой истории — председатель совета директоров управляющей компании «Усть-Луга» Валерий Израйлит.