Отметим от себя: этот процесс в Рижском окружном суде идет бурно. Судье Гунтару Стурису приходится несладко – нрав у обвиняемого не кроткий, а темперамент почти итальянский.
Вчера подсудимый Виктор Суворов подверг жестокой критике: полицию («ничего не делают»), переводчика («что он несет?»), прокурора Лигу Судакову («что она понимает, ей лет 20 всего»), и собственного адвоката.
О том, что произошло в компании подвыпивших мужчин в доме на Бривибас, подсудимый рассказывает так:
— Я не убивал. Наоборот, я спас человека, которому нанесли 5 ножевых ранений, сам был ранен, потом пришёл с повинной. Прокурор пытается на меня всё «повесить», и меня просто пихают в яму... Да, я 40 лет отсидел, кто-то уже через 10 лет головой едет и его потом лечат. Я требую замены прокурора, хочу, чтобы моё дело пересматривали объективно». (Более подробно о подсудимом см. в конце — «Обвиняемый Суворов и его жизнь»).
Однако перейдем к сути дела — попытаемся разобраться, что же произошло.
Неизвестный на чердаке
Убийство произошло в конце 2009 года одной из квартир дома на Бривибас, 88 (перекрёсток с улицей Матиса). Группа мужчин «без определённых занятий» собралась выпить.
Потом скорее всего была драка, в которой случайно убили одного из приятелей. Его личность, увы, установить так и не удалось. Мало того, что он не имел документов, но его останки в полуразложившемся состоянии были найдены только через полгода после ЧП – летом 2010 года. Они были обнаружены на чердаке того же дома на главной улице Риги.
Позже эксперты установили: погибшему перерезали горло. Но это еще не все: видимо, еще до убийства ему нанесли несколько ударов топором по ногам. Возможно, чтобы не смог убежать.
Почти Токахо
По мнению обвинения, убийц было двое – Виктор Суворов и Александр Удовиченко по прозвищу «Афганец». А помогал им прятать тело некий Вадим Геммелис. Последний до суда не дожил – умер ещё во время досудебного следствия.
Сначала Суворов был отправлен под суд в компании Афганца, однако тот сбежал. После этого дела разделили.
Но вскоре Удовиченко был найден, взят под полицейский контроль и процесс благополучно возобновили. Но Афганцу удалось повторно «испариться». Ищут до сих пор.
Обвиняемый Суворов полицию за это ругает: работают — из рук вон, Афганец спокойно ходит фактически у них под носом.
— Я лично отправлял запрос в «Синий крест» на улице Маскавас, где мне подтвердили: этот человек у них регулярно ночует. Я не понимаю, почему полиция не может туда один раз придти и арестовать его! Я прошу о том, чтобы этого человека доставил и в суд и допросили. Ведь он оговорил меня, — заявил Суворов в суде.
После чего перешёл к критике прокурора:
— Разбирательство длилось 4 года (суд первой инстанции — авт.), и на меня всё «повесили» лишь со слов двух свидетелей. А я не убивал. И прокурор была эта же. А куда ей работать в суде, ей же слегка за 20 лет! – заявил обвиняемый.
На просьбу судьи Стуриса успокоится и не перебивать его, Суворов начал доказывать, что плохо понимает судью, т.к. не владеет латышским, а судебный переводчик не может передать ему нужные интонации. И вообще – плохо переводит.
— Вы всё это специально делаете, чтобы вывести человека из нормального состояния! — заявил обвиняемый.
Судья был вынужден сделать перерыв, чтобы тот успокоился. Однако и после перерыва подсудимый продолжал свою нелицеприятную критику.
Итог: заседание было перенесено на два месяца — на 26 ноября. За это время полицейским предстоит продолжить поиски Удовиченко (Афганца).
Обвиняемый Суворов и его жизнь
Сейчас Виктору Суворову 62 года. Неоднократно судим. Среднего образования не имеет. За решёткой, с его же собственных слов, он провёл большую часть жизни – около 40 лет.
Последняя непогашенная судимость – по 125-й статье УЗ – по факту нанесения тяжких телесных повреждений, в результате которых наступила смерть человека.
По данному делу решением суда Центрального района Риги в мае этого года был признан виновным и получил общее наказание в виде 13-летнего тюремного срока (11 лет за убийство + 2 года по предыдущему делу).
Защищает Суворова адвокат Регина Бризе, которая будет пытаться доказать его невиновность, придерживаясь версии обвиняемого – его оговорили свидетели.
На снимке справа: прокурор Лига Судакова.