Ссора из-за квартплаты с убийством
26 февраля 2009 года в одном из частных домов Кекавской волости (Рижский район) начались дружеские посиделки. Каспар Куленс и его приятель ( а также домовладелец) Арвид Штейнертс решили выпить.
Далее из материалов дела следует: вечеринка растянулась на 2 дня — до 28 февраля. К мужчинам «на огонёк» присоединилась также гражданская жена обвиняемого Даце Лиепиня, приехавшая из Риги.
Ссора между мужчинами началась из-за квартплаты. Жилец настаивал: он исправно платит за квартиру, а вот хозяин — тот перед ним виноват, потому что из его комнаты непонятным образом исчезли деньги. И вообще — он единственный из этой компании, кто работает, и по сути — содержит их обоих.
В ответ хозяин заявил, что ему заплатили отнюдь не все и грозился отключить в доме электричество, если не получит ещё.
Как часто бывает в таких случаях, словесная перепалка переросла в драку.
Куленс начал с нескольких ударов по лицу, затем взял деревянную палку и несколько раз стукнул ею приятеля по голове и шее... После этого приятели помирились.
Следующие два дня так и жили: пили вместе и снова дрались. Но домовладельцу было уже за шестьдесят, и преимущество было на стороне Каспара. Он не стеснялся пускать в ход не только кулаки и ноги, но и более тяжёлые предметы – к примеру, полено и металлический автоген.
— Я лишь хотел его проучить, он слишком много врал. А я единственный работал и честно давал ему деньги за жильё, — оправдывался обвиняемый в суде.
Но 28 февраля Каспар вдруг понял: с домовладельцем что-то не так. Он стал слишком тихим. И срочно начал звонить приятелю, спрашивая, как себя дальше вести.
Арвид Штейнертс на тот момент уже был мёртв. По мнению экспертов, сильнее всего пострадала голова погибшего – она настолько распухла от побоев, что представляла собой по размеру и форме футбольный мяч.
Подруга поплатилась за трезвость... заточением в мешке
Судя по всему, к концу вечеринки Куленс уже был готов крушить все вокруг и мало себя контролировал.
Как сказано в обвинении, Каспар пригласил свою подругу Даце на эту «вечеринку» и предложил даме выпить. Однако та отказалась. Куленса это разозлило. Он отреагировал так: схватил женщину за волосы, повалил на пол и ударил головой о шкаф.
Телесные повреждение потерпевшей эксперты оценили как «средней тяжести».
Но это ещё не всё. Куленс заставил уже изрядного избитого Штейнертса помогать — принести большой мешок. В него Куленс посадил подругу жизни, завязал мешок и выволок его в коридор. Только через некоторое время Даце удалось выбраться из него...
В ходе суда обвиняемый утверждал, что случай с мешком – это выдумка гособвинения. «Такого не было».
Угрозы по SMS
Но и это еще не все. Куленс не отрицает: будучи взятым под стражу, он писал Даце Лиепине письма из тюрьмы. Просто хотел, чтобы «она его поняла». И за счёт более мягких показаний пострадавшей ему бы уменьшили наказание. Но это были не угрозы, а просто попытка все разъяснить.
Однако прокурор Земите указывает: в деле имеются угрозы и одному из свидетелей. На его телефон с номера Куленса приходили короткие сообщения следующего содержания: «Я всё вижу и слышу, не отдашь деньги, болтун, к тебе придут «гости».
Отметим как нюанс: во время очередного досмотра в камере, где сидел Каспар Куленс, в его вещах были обнаружены и изъяты два мобильных телефона – Siemens и Sony Ericsson.
Итог: 13 лет тюрьмы
Куленс в суде признал свою вину частично. Смерти домовладельца, и одновременно, своего приятеля он не хотел. Но бить — да, было дело. Всех бил.
Суд первой инстанции приговорил ранее судимого Каспара за оба преступления к 14 годам тюрьмы. В пользу государства, выплатившего компенсацию потерпевшим, осужденный должен выплатить 900 латов, посчитал суд. Еще 120 латов он должен за услуги адвоката.
Верховный суд, пересмотрев дело, вынес новый приговор, немного смягчив наказание: Каспар Куленс получил 13 лет тюрьмы. Гособвинитель Земите, отметим, просила наказать Куленса 15 годами лишения свободы.
Вместо морали
К вопросу о «сдавших нервах». Начиная с 2009 года полицейские отмечают в Латвии рост «немотивированной агрессии». Становится больше пьяных драк, которые заканчиваются убийствами и семейных разборок с трагическим исходом.
При желании, можно, конечно, поискать для этого и другие причины кроме экономических — звезды не так встали, гены кое у кого корявые и пр. Но факт остается фактом: в «жирные времена» — с 2002 года — количество убийств в Латвии уменьшалось. И снова пошло в рост с началом роста безработицы, долгового кризиса и общей безнадежности.