Прокурор Монвидс Зелчс пояснил, что потребовал реального лишения свободы для Андриса Шкеле, поскольку он единственный, кто обвиняется не только в мошенничестве, но и легализации преступно нажитых средств. Зелчс утверждает, что к Шкеле попала часть суммы, которую, как считает прокуратура, Lattelecom необоснованно перечислил фирме Hannu Digital за обеспечение цифрового телевидения в Латвии.
«Он был реальным выгодополучателем, который получил по меньшей мере часть средств, которые выплатил Lattelecom на основании этой сделки. Они дошли до него как до частного лица. (..) Ему инкриминируется легализация 890 тыс. латов», - заявил Зелчс.
Остальные обвиняемые, по версии обвинения, денег не получили. И это является одной из причин, почему прокур не требует для них более сурового наказания.
Адвокат Андриса Шкеле Роберт Приеде отметил, что до дебатов не хочет раскрывать аргументы, почему считает обвинения необоснованным. А Айнар Шлесерс, в свою очередь, заявил, что не доверяет Латвийскому телевидению и готов дать комментарий только в прямом эфире.
Судья по этому делу Каспарс Вецозолс ответил Латвийскому телевидению, что может огласить вердикт уже в начале января. Ближайшие четыре судебных заседания планируется отвести на речи защитников обвиняемых, затем несколько заседаний суда понадобятся для реплик, последнего слова обвиняемых и вынесения приговора.
Второе дело о цифровом телевидении начал 21 июня рассматривать Суд по экономическим преступлениям.
За что судят 9 человек по "Цифре-2"
По версии обвинения, речь идет о мошенничестве в крупном объеме и в организованной группе.
За это на скамье подсудимых оказалось девять человек: бывший премьер-министр Латвии Шкеле, бывший министр транспорта Шлесерс, бывший председатель правления ООО Tet Юрис Гулбис, бывший госсекретарь Министерства транспорта Нилс Фрейвалдс, бывший председатель правления Латвийского государственного центра радио и телевидения Лаурис Дрипе. Обвиняются также тогдашний коммерческий директор Янис Лигерс, руководитель бизнес-отдела Томс Абеле, руководитель отдела поддержки бизнеса Томс Мейситис и бывший руководитель компании Hannu Digital Гинтарс Кавацис.
Обвинения выдвинуты по статьям Уголовного закона о мошенничестве и легализации преступно нажитых средств, - сообщила ранее прокуратура. А именно: в связи с действиями в ходе объявленного Министерством транспорта в 2008-м году конкурса на обеспечение наземной трансляции телевизионных программ в цифровом формате и на основании этого в связи с заключенными между ООО Tet, ООО Hannu Digital и ГАО Latvijas Valsts radio un televīzijas centrs (LVRTC) договорами.
Как считает следствие, действия обвиняемых лиц были направлены на то, чтобы незаконно и необоснованно вовлечь в данный проект и договорные обязательства ООО Hannu Digital, в результате чего в пользу ООО Hannu Digital были получены финансовые средства Tet в размере нескольких миллионов евро, что необоснованно удорожило и сам проект государственного масштаба.
Прокурор Зелчс, не раскрывая имен обвиняемых, пояснил при передаче дела в суд, что у каждого обвиняемого была своя роль в инкриминируемом им преступлении. Вероятную преступно нажитую сумму прокурор не назвал, но неофициально речь идет о примерно трех миллионах евро.
Как сообщает агенство LETA, Шкеле обвиняется в легализации преступно нажитых средств в крупном объеме - в данном случае инкриминируется возможная легализация около одного миллиона евро.
Что еще стоит отметить: согласно закону, за мошенничество в крупном размере предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком от двух до десяти лет с конфискацией имущества или без нее. За легализацию преступно нажитых финансовых средств, если это было сделано в крупном объеме, может быть назначено лишение свободы сроком от трех до 12 лет с конфискацией имущества или без нее.