4 года условно с конфискацией имущества — такой приговор в апреле огласили в суде Рижского региона для экс-начальника Олайнской муниципальной полиции Антона Микутенса. После этого последовало обжалование от обвинения: ведь прокурор требовал посадить экс-чиновника на 3 года. Тогда как сам Микутенс настаивает на своей полной невиновности.
Сам же этот процесс был весьма драматичным: свидетели разоблачали всех и вся. Вор, который участвовал в «оперативном эксперименте» со взяткой, жаловался на сотрудников KNAB. В свое время именно его отправили с деньгами к Антону Микутенсу, но обманули...
Вор: «Кнабовцы обещали мне помочь, но обманули. Меня посадили»
Один из основных свидетелей — 30-летний Денис Гладовскис — был конвоирован на процесс в наручниках – его привезли из Центральной тюрьмы, где он отбывает наказание за кражу из магазина.
Он рассказал суду, что знает обвиняемого Микутенса, но лично с ним не знаком. Хотя дважды «сотрудничал» с ним во избежание оплаты штрафа за нарушение ПДД.
Первоначально его показания, данные им год назад, звучали следующим образом:
«Впервые я нарушил 11 ноября 2009 года – остановился в Олайне в месте, где запрещена стоянка. Через пару часов на лобовое стекло моей машины – Mitsubishi Eclipse – был приклеен «горчичник» со штрафом в 30 латов. На следующий день с протоколом в руках я пришел в полицию, чтобы поговорить с начальником. От друзей я узнал, что с ним можно «договориться» без уплаты официального штрафа. Встретился с Микутенсом в его кабинете, тот спросил, сколько у меня с собой есть денег. Я отдал ему 15 латов, больше не было. После чего начальник порвал протокол и отпустил меня.
1 февраля я повторно нарушил правила, получив такой же протокол. На этот раз – по требованию сотрудников KNAB. 3 февраля я вновь явился к Микутенсу с просьбой аннулировать протокол «тем же способом, что и в прошлый раз». Он меня вспомнил, но в этот раз спросил, почему я езжу без прав. Я ответил, что скоро их получу. В общем, мы договорились на 15 латов. Я оставил три купюры по 5 латов под листами бумаги на его столе и вышел из его кабинета. Но перед этим я увидел, что он сделал запись в моем протоколе и что-то перечеркнул в нем. «Чтобы это было в последний раз», — сказал мне начальник полиции. Там я был освобожден от штрафа».
На процессе же свидетель Гладовскис твердо заявил в суде – эти показания он не поддерживает, так как они были написаны под давлением полиции и фактически под их диктовку.
Незадолго до этих историй со штрафами его поймали в магазине Supernetto на краже. Но перед началом уголовного процесса по 3-й части 175-й статьи УЗ с ним встретились сотрудники KNAB, пообещав освободить его от уголовной ответственности, если он им поможет.
— Они сказали мне: «Поможешь нам, мы поможем тебе». Меня не просто просили все это сделать — мне угрожали. Мне ничего не оставалось, как согласиться. Меня выпустили на свободу, а потом начались эти «дела» со взятками.
Со слов свидетеля стало ясно, что красная спортивная машина Mitsubishi Eclipse была предоставлена ему сотрудниками антикоррупционного бюро. А у него самого нет ни машины, ни прав, он толком даже не сидит за рулем.
В назначенные дни его привозили на нужное место, после чего кнабовцы удалялись, а он пересаживался на водительское сиденье и ждал, когда приедет экипаж Муниципальной полиции и выпишет ему протокол административного нарушения, с которым он потом пойдет к их начальнику.
Все шло как по маслу. Протоколы выписывались, начальник муниципалов за мзду соглашался их аннулировать. Но под конец операции Денис Гладовскис жестоко разочаровался в правоохранительных органах.
— Меня обманули кнабовцы. Потом я был в бегах, но меня поймали и все равно посадили. С 28 мая 2010 года я отбываю наказание в Центральной тюрьме. Это потом я понял, что все эти махинации были сделаны специально – чтобы подставить человека...
Для справки
3 февраля 2010 года KNAB начал уголовный процесс против руководителя Муниципальной полиции Олайне, который был заподозрен во взяточничестве.
Как сообщил тогда представитель по общественным связям KNAB Андрис Витенбургс, начальник полиции, используя свое служебное положение, неоднократно брал взятки за аннулирование протоколов об административных нарушениях.
В данный момент Антон Микутенс отстранен от работы в полиции. К экс-начальнику муниципалов Олайне также применена мера пресечения, не связанная с лишением свободы, — запрет приближаться к конкретным лицам.
До случая со взятками Микутенс отработал на занимаемой должности 6 лет, успешно выиграв конкурс. До этого он трудился в Госполиции.
Но ранее он уже подозревался в посредничестве взяточничеству, однако позже все обвинения с него были сняты.
Коллеги по работе характеризовали его, по большей части, позитивно. Хотя кто-то жаловался на его слишком суровое отношение к местным жителям, которых он строго наказывал за провинности максимальным штрафом.