Однако заключенные в самих тюрьмах (в неофициальном порядке) расценивают ситуацию несколько иначе.
-- Может, они и закупают, но не докладывают! - жалуются они.
Мы попытались разобраться, что же сейчас происходит с тюремной "пайкой".
Официальная версия: просто "зеленая закупка" запаздывает
Ничего страшного не случилось. Лишь несколько изменилось законодательство для их же, заключенных, пользы. А именно: вступили в силу интрукции Кабинета министров о "зеленых" (то есть, экологически чистых) закупках. И к этому чиновники и бизнесмены оказались не совсем готовы. Ещё 22 октября был объявлен конкурс на закупку хлеба для тюрем. Ко 2 декабря наметилось 9 претендентов. Однако, поскольку это первая "зеленая" закупка в государстве, претенденты предоставили недостаточно информации. Вот УМЗ и запросило дополнительные сведения.
Переделка документов заняла некоторое время. По словам пресс-представителя УМЗ Инары Макаровой только 29 декабря было принято решение о заключении договора с Latvijas Maiznieks. Теперь, как это оговорено законом, в течение 10 дней нужно заключить договор. Чем учреждение сейчас и занимается.
Тем временем нормы по хлебу были урезаны, но, как уверяет УМЗ, голодных не будет: до нормы дотянут с помощью сухариков, сушек и пр.
Особо подчеркивается, что заключенные отнеслись к ситуации с пониманием -- из 4759 человек только четверо высказали недовольство.
"Баландёр сказал, пока хлеба будет меньше"
"Незаконное лишение заключенных пайки" - вот как оценивают ситуацию в своих сообщениях заключенные. Так, источник из Центральной тюрьмы нам сообщил:
-- Никаких сушек мы не видели. Они просто нагло врут. Баландёр так и сказал: администрация сказала, что хлеба будет давать меньше, потому что не заключили договор.
Сухари и сушки если и дают, то только тем людям, которые ездят в суд. Но это просто сухой паёк, он и так полагается всем, кто ездит в суд.
Ещё один человек, недавно вышедший из Даугавгривской тюрьмы, тоже уверяет: никаких добавок нет.
-- Они просто просто так прикрываются, говорят, что все хорошо, а зеки, как всегда врут.
"А в тюрьме сейчас ужин... макароны..."
Что же едят латвийские заключенные?
По нашей просьбе, человек из Централа рассказал, что заключенным давали в последнее время: в понедельник на завтрак была каша пшеная, 75 грамм белого хлеба, чай; на обед рис с молотым мясом; вечером - как в классике кино - макароны. С селедкой. Во вторник на обед давали картошку с печенкой. Но это мало кого обрадовало.
-- Печенку есть невозможно, - жалуется наш собеседник. -- То есть, если сильно хочешь, то, конечно, будешь. Но она явно старая, может, какая-то списанная, потому что дают её до того много, что даже картошки не чувствуешь. А вкус у неё, мягко говоря, неприятный. То есть, печенку с базара я бы с удовольствием поел, а это... Но дают её много. Мяса столько не дают никогда. А даже если дают, то это курица. В общем, пайку здесь не докладывают. Может, закупают, но не докладывают.
Экс-заключенный, освободившийся из Даугавгривской тюрьмы, с этим мнением солидарен:
-- Конечно, когда приезжают журналисты и телевидение, вам показывают, что мясо - есть, порции красивые. Но в реальности, кто в тюрьме видел эти 80 гр мяса? Кроме того, продукты приходят некачественные. Селедка - явно умерла от старости и просто разваливается. Омлет из яичного порошка - он даже чисто внешне вызывает отвращение, он зеленого цвета! Не говоря уже о том, каков он на вкус...
Кстати, опытные сидельцы говорят, что в Даугавгривской тюрьме традиционно кормят не очень хорошо. Вот Валмиерская тюрьма, наоборот, ещё с советских времен славилась своим хорошим питанием и большими порциями. Про Елгавскую же говорят, что там хотя бы хорошо готовят.
В общем резюмируют наши собеседники, если человека "греют" с воли, то есть, присылают деньги, на которые он может закупаться в магазине, то "санкций" он, наверное, и не заметит. Однако остальные, прямо скажем, не доедают. И таких "остальных", по примерным подсчетам 60%.
А если жаловаться?..
Глава организации по защите прав заключенных «Gara Spēks» Борис Клопцов рассказал нам, что он "держит руку на пульсе" и готов помогать тем заключенным, которые готовы жаловаться. Однако сам он ничего сделать не может:
-- До прошлого года действовала статья, согласно которой общественность была вправе контролировать деятельность тюрем. Однако сейчас эту статью убрали. То есть: общественность устранена от контроля за тюрьмами полностью, у нас нет никаких прав, мы не можем что-то написать от себя. Должны писать только сами заключенные. Но, это ведь не секрет, что жалобщиков не любят.
Промежуточный финиш
Если история с "зеленой закупкой" затянется, понятно, что могут последовать иски о нарушении прав человека.
Для справки: о "пайке в законе"
Правила Кабинета министров предусматривают, что заключенные в день должны получать 200 гр черного хлеба и 150-200 гр белого. 100 гр черного хлеба могут быть заменены 60 гр сухариков, 90 гр белого хлеба, 80 гр хрустящих хлебцев, 66 гр каши или макаронных изделий, а также 80 гр булочек.
Кроме того, сидельцам в день полагается 80-100 гр мяса, столько же рыбы, 450-550 гр картошки, 10 гр моркови, 200 гр капусты, 50 гр свеклы, 75 гр лука и ещё 100 -200 гр других овощей. Им также полагается 40 гр молочного порошка, 15-30 гр растительного масла и другие продукты.