Цитату из этого рукописного послания привела в воскресенье вечером в программе НТВ «Железные леди» одна из ее ведущих, главред телеканала RT Маргарита Симоньян.
По ее словам, человек, близкий к окружению Путина и читавший это письмо, рассказал ей, что оно было «мольбой о возвращении в Россию». «Я наделал много ошибок, понимаю, как сложно меня простить, но я запутался и умоляю о прощении», — говорилось в письме, со слов этого человека. При этом он заметил, без уточнений: «Ты никогда не поверишь, кто это письмо передал».
Гость программы, главред «Московского комсомольца» Павел Гусев сказал, что верит в письмо. «Это в стиле Березовского. Это его абсолютная стилистика. И если бы руководство страны и наш президент пошел бы с ним на контакт, даже ответив ему, он считал бы это победой и устроил бы новый виток, — сказал Гусев. — Он физиологический провокатор. Он абсолютный гений политической провокации и умеет это делать, может быть, лучше, чем кто-либо на сегодняшний день».
Впрочем, вернуться Березовский действительно хотел, уверен Гусев: «Он бы с удовольствием вернулся при гарантии, что не будет посадки».
По поводу кончины Березовского главред «МК» убежден, что это была «естественная смерть человека, который пережил самый страшный внутренний кризис — кризис одиночества, брошенного всеми человека». «Кризис, когда из богатого человека, который мог сорить деньгами, летать на частных самолетах, он превратился в человека, который должен был считать оставшиеся небольшие деньги, — продолжил Гусев, — человека, который оказался брошен, по сути дела, и любимыми женщинами. Кризис человека, который понял абсолютную бессмысленность своего существования, особенно политического».
«Для него, я думаю, было самое страшное — забвение, — заключил Гусев. — Этой смертью Березовский сегодня напомнил (о себе), о нем говорит весь мир».
Песков рассказал про «обычное письмо в конверте»
Дмитрию Пескову в воскресенье не раз пришлось объясняться по поводу письма. «Это письмо было адресовано Путину, лично. Я не знаю, захочет ли он предать огласке полный текст этого письма», — сказал пресс-секретарь президента «Интерфаксу», отвечая на вопрос, может ли быть опубликован текст послания. «Единственное, что я могу сказать, что это было личное письмо», — добавил Песков.
На вопрос, сохранилось ли это письмо, он сказал: «я его видел». Информацией о том, последовал ли ответ Путина Березовскому, пресс-секретарь президента не располагает.
В тот же день в эфире телеканала «Дождь» Дмитрий Песков сказал, что письмо было передано «по личным каналам». Березовский «передал через человека». Где была встреча Путина с этим человеком, пресс-секретарь не знает. «Передал человек просто обычное письмо в конверте, оно было написано от руки», — сказал он.
В том, что письмо действительно было, сомнений, похоже, нет. Так, «Ведомости» пишут, что в начале марта высокопоставленный чиновник в частной беседе с журналистом газеты неожиданно заговорил о том, что Березовский хочет вернуться в Россию. По словам этого человека, опальный олигарх даже написал письмо Путину с просьбой прекратить его уголовное преследование на родине. Именно об этом письме в день смерти Березовского рассказал Песков.
Жириновский: ради возвращения «обещал закрыть дело Литвиненко»
В свою очередь лидер ЛДПР Владимир Жириновский сообщил в двух отдельных интервью — «Эху Москвы» и «Известиям», что «разговаривал с Борисом Абрамовичем в этом году, в январе», и тот был одержим идеей вернуться, хотя был уверен, что ничего не выйдет, и находился «в очень угнетенном состоянии».
«Я отдыхал в Эйлате, на Красном море. И в ходе разговора со мной одна женщина говорит: «А у нас в гостинице Борис Абрамович остановился». Кстати, я его с отлета в Лондон не видел. А тут отель рядом. И я через свою охрану его охране передал, что хотел бы увидеться. Он тут же согласился, и мы пообедали вместе. Потом у него появилось желание еще раз встретиться. Получается, 6 и 7 января мы были вместе. И 9 января он улетел в Лондон», — сказал партийный лидер.
«Я сделал ему предложение начать кампанию по возвращению его в Россию. Он очень охотно откликнулся и поделился со мной своим мнением, что ему очень хочется вернуться в Россию. Очень хочется и он готов был вернуться в Россию на любых условиях. Он обещал закрыть дело Литвиненко (видимо, у него был вариант, по которому в случае его возвращения в Россию он там сделает такие шаги, что это дело будет закрыто)».
«Прямо говорил о Марине, вдове Литвиненко, что он скажет ей, что нужно сделать. Видимо, она должна была дать информацию о том, кто реально убил Литвиненко. План у него был готов».
«Он мне сказал, что уже осенью попросил об этом (о возвращении. — Прим. ред.) Путина, поздравляя его 7 октября с днем рождения. Из Лондона направил письмо, и там эту идею высказал. Он говорил о том, что готов на любые условия, несколько раз это подчеркнул. Все, что Москва и Кремль скажут ему, он все это сделает — лишь бы вернуться. Единственное, его условием был указ о помиловании, чтобы закрыть все уголовные дела. Политикой он никакой не собирался больше заниматься. Хотел вести один-два экономических проекта здесь, на родине. Все остальное ему надоело».
Вместе с тем Березовский, по словам Жириновского, несколько раз сказал: «Вряд ли меня простят». «Он был в подавленном, в очень угнетенном состоянии. Глаза поблекшие. Видимо, усталость находиться там (в Великобритании. — Прим. ред.) уже столько времени, почти 13 лет. И он разочаровался, видимо, в Лондоне, в Британии».
«И все-таки тяга возвращения на родину — она пересилила все его возможные обиды. А роль его... Ну, он хотел как-то свое имя оставить. Это, видимо, дочь Ельцина (Татьяна Дьяченко. — Прим. ред.) давала какие-то надежды, что через нее можно воздействовать», — сказал Жириновский.
Вернувшись в Россию, политик передал информацию «по своим каналам». «Но я не мог педалировать тему, потому что понимал, что там знают все — о моей встрече с Березовским и его просьбы. У них там и других дел много. Но, может быть, в ближайшее время и началась бы процедура», — не исключил Жириновский.