"Решение прервать трудовые отношения с тремя сильными и ценными работниками руководящего звена было нелегким. Решение пришлось принять на основании внутреннего расследования в банке, которое выявило упущения в работе по своевременному выявлению и препятствованию отмыванию денег», - сказал председатель совета Swedbank Eesti Бьорн Эльфстранд.
Роберт Китт написал в соцсетях, что с банковским делом отныне покончено. «Swedbank говорит, что причины - в прошлом, а расследование до сих пор не нашло в моей деятельности ничего криминального. Я очень рад этому. Так и есть. Как я отмечал летом, у собственника всегда есть право производить замены в руководстве, и этой возможностью собственник воспользовался".
"Что со мной будет дальше? Лето принесло много новых мыслей, идей и свежих спортивных рекордов. Я взял перерыв. Я подумаю: как наилучшим образом использовать свой 25-летний банковский опыт?" - продолжил он.
"Я не исключаю ни академическую работу, ни госсектор, ни частный сектор, как на родине, так и за рубежом", - отметил Китт.
В Швеции тоже смена руководства
В августе совет директоров Swedbank AG назначил президентом и главным исполнительным директором Йенса Хенрикссона, возглавлявшего до этого страховую компанию Folksam, которая является вторым по величине акционером банка.
Скандал с отмыванием денег, в котором оказался замешан шведский банк, стоил должности прежнему CEO Биргитте Боннесен. Временно исполняющим обязанности CEO с марта 2019 года является финансовый директор Swedbank Андерс Карлссон.
Ранее в этом году банк оказался в центре скандала с отмыванием денег через подразделения в странах Балтии, который привел к отставке гендиректора Swedbank Биргитте Боннесен и председателя совета директоров Ларса Идермарка. Расследования продолжаются в Швеции, Эстонии и США, и банк уже потерял около 40% рыночной стоимости из-за опасений, что ему грозят крупные штрафы.
В апреле Swedbank создал внутреннее подразделение для противодействия финансовым преступлениям и нанял юридическую компанию Clifford Chance для проведения внутреннего расследования.
И даже химическое оружие
Летом шведские газеты сообщили, что через Swedbank совершали сделки, которые связаны с сирийской программой химического оружия.
В 2018 году одно дознание показало, что Swedbank тоже связан с программой. А именно, проходили сделки между Swedbank и нашумевшим банком FBME.
Главная контора последнего находится в Танзании, и в финансовом секторе его годами называют самым грязным банком в мире. Учреждение связывают, например, с нелегальными сделками с оружием, отмыванием денег и финансированием терроризма.
Уже в 2014 году США решили, что с их банковской системой у FBME не может быть никаких контактов, с ними сделок не совершают. Маркетинговая стратегия FBME проста — клиентам говорят, что механизмы контроля очень слабые. То есть преступникам развязывают руки.
Выяснилось, что через литовское отделение Swedbank совершали сделки с FBME, который связан с программой химического оружия.
Власти США расследуют коммерческие отношения Swedbank с FBME. Пресс-секретарь Swedbank Унни Йерндаль сказала в шведских СМИ, что поскольку следствие идет (начали также внутреннее дознание), в данный момент банк тему не комментирует.
Expressen сообщает, что в Сирии в результате газовых атак погибли тысячи гражданских лиц. Например, в августе 2013 года умерло около 1400 человек, среди них 400 детей, при атаке в Дамаске. После этого западные страны обвиняли, что именно сирийские государственные власти стоят за такими трагедиями. Считают, что атаки подготовили организаторы местной программы оружия.