Как выяснила nasha.lv, в свое время, именно Янис Лачплесис, будучи мэром, подписал заявление в KNAB с просьбой о начале процесса против этой строительной фирмы. В результате чего сегодня под ударом оказались латгальские самоуправления.
1 миллион долга
На днях, как сообщали местные СМИ, дума Даугавпилса, а также Даугавпилсская краевая дума, Калкунское, Ликсненское и Деменское волостные управления получили решение Центрального агентства финансов и договоров, регионального сельскохозяйственного управления СПС и Государственного агентства развития образования о возмещении долевого участия фондов ЕС по проекту ремонта Амбельского дома культуры. Сумма претензии не называется, но речь идет о, примерно 1 миллионе евро.
Исполнительный директор Краевой думы Ванда Кезика ошарашена известием: «Ваш городской бюджет сможет выдержать такой удар, а мы при нашей бедности становимся банкротами. Сумма, которую с нас требуют, – около миллиона евро. Она равна всем социальным программам, которые в течение года самоуправление планировало оказать сельским жителям».
Нечистая конкуренция лидера
Если вкратце, то суть конфликта такова. В период с 2009 по 2012 год строительная компания Gādība участвовала во многих строительных проектах Даугавпилсского самоуправления. Предприятие выиграло ряд конкурсов по реализации европейских проектов, как в Даугавпилсе, так и за его пределами — по всей территории Латвии. Среди упомянутых проектов — реновация Дома культуры в Амбели.
К концу 2011 года у Gādība начались серьезные неприятности. Против должностного лица предприятия KNAB начал уголовное дело, согласно материалам которого, фирма получила «липовую» справку в СГД об отсутствии у нее налогов. Т.е. — участвовать в муниципальных конкурсах не имела права. Однако участвовала. Последовали также проверки со стороны Службы госдоходов, где предприятие подозревалось в неуплате налогов, связанных с выплатой зарплат. В результате всех этих действий, а также банкротства Latvijas Krājbanka, один из лидеров строительной отрасли Gādība стала неплатежеспособной и прекратила свое существование.
В случае с Домом культуры Амбели, кстати, принимающая комиссия не имеет претензий к строителям — работы выполнены в нужные сроки и в надлежащем качестве. Претензий к строителям нет. Именно наличие дела о, якобы, «липовой справке из СГД», (в кавычках — потому что пока ни суда нет, ни дело не закрыто) запускает механизм расторжения договора и взыскания миллиона с самоуправлений.
Кто виноват и что делать?
Теперь самое интересное. Согласно источникам «Нашей», в сложившейся ситуации, когда под удар были поставлены сразу несколько латгальских самоуправлений, оказался виноват.... нынешний мэр Даугавпилса Янис Лачплесис. И это не шутка. Именно он, вместе с бывшим руководителем KNAB г-ном Лоскутовым подписали заявление о начале расследования «дела о липовой справке». Той самой, из-за которой теперь государство, согласно нынешним законам, требует денег с самоуправлений. Что побудило мэра города (в то время мэром Даугавпилса был Я.Лачплесис) писать заявление на коммерсанта — наукой не установлено. Можно лишь предполагать наличие политических мотивов или заинтересованноти конкурирующих бизнес-группировок. Как обычно в Латвии.
Но факт остается фактом. Из-за того, что 3 года назад Я. Лачплесис написал заявление в KNAB, теперь с самоуправлений Латгалии требуют 1 миллион евро. Дело в KNAB находится пока без видимых движений. Спор с СГД о зарплатах Gādība выиграла в Латгальском окружном суде. Правда, надежд заплатить 1 миллион из муниципальных бюджетов и потом взыскать его со строительной компании — никаких. Компания — банкрот (по причине вышеупомянутых действий мэра и банкротства Krājbanka), да и не будь она банкротом — объект построен качественно и сдан вовремя. Это признает даже сторона государства.
Все упомянутое напоминает пословицу «не рой яму другом». Ибо, не пиши Я. Лачплесис в то время заявление о возбуждении дела, не пришлось бы ему сейчас столкнутся с последствиями этого решения. Хотя, мэр Даугавпилса, совсем недавно стал лидером Латгальской партии и заявил о себе как о спасителе всея Латгалии. Что же, теперь у него появилась возможность проявить себя на деле: защитить латгальские самоуправления и исправить собственные же ошибки.