Итак, на скамье подсудимых Мартиньш Путниньш, которому вменяется заказ трех убийств и одного покушения, а также предполагаемые киллеры — Сергей Маркевич и Эдгар Крогерт. До сих пор последние двое не давали никаких показаний.
Сам процесс обещает быть затяжным: заявлено целых 78 свидетелей, а потерпевшую сторону представляют более десяти персон и два юридических лица.
Путниньша защищает Артур Звейсалниекс, а не владеющих госязыком Маркевича и Крогерта – адвокаты Андрис Клус и Игорь Сандлерс соответственно.
Как мобильники с барахолки взорвали Вашкевича
Обвинение сегодня раскрыло ряд интересных нюансов — в частности, техническую сторону подрыва г-на Вашкевича. Как оказалось, компоненты для изготовления взрывного устройства доставал лично Путниньш. На бомбу ушел 200-грамовый брикет тротила и два мобильных телефона. Мобильники Путниньш купил на рынке «Латгалите». Вставил в них две новые SIM-карточки и передал этот комплект Маркевичу с Крогертом. Именно они должны были изготовить бомбу, которая срабатывала от звонка мобильного телефона.
Когда Вашкевич сел в автомобиль, убийцы просто позвонили на нужный номер. Но был рабочий день и все соты оказались заняты. В итоге сигнал к бомбе пришел с некоторым запозданием, за которое Вашкевич успел выйти из авто, чтобы поздороваться со знакомым. Таким образом, загруженность сети спасла ему жизнь.
Мать Передельского: «Они убили не только сына, они убили меня»
Первой выступила Эвия Амбросова — мама застрелянного осенью 2007 года бизнесмена Геннадия Передельского. Чувствовалось, что ей очень тяжело вспоминать случившееся. Ведь родного сына расстреляли прямо на лестничной площадке дома, где она жила — Геннадий приехал навестить родителей.
По мнению обвинения, специально нанятые киллеры Крогерт и Маркевич вначале следили за джипом Land Cruiser, принадлежащим Геннадию, а затем вошли с ним в подъезд и начали расстреливать. Жертва получила 6 пуль в грудь и скончалась на месте...
— В день убийства я была в Эстонии, — начала Амбросова. — Но помню, что Гена очень не хотел, чтобы я уезжала, как чувствовал что-то. А потом позвонил муж и сказал, что сына убили прямо у нас в доме на улице Слокас. А до убийства Гена рассказывал мне, что ему угрожали. В частности — Виктор Горнак — отчим его бывшей жены Юлии.
Чем конкретно занимался Геннадий Передельский, Эвия затрудняется сказать:
— Знаю, что он был связан с международными перевозками, но вообще я не лезла в его дела. А вот с этим Горнаком они часто ругались. Гена даже говорил, что Горнак однажды даже пытался его заказать, но сыну удалось познакомиться с киллером и ничего не состоялось. И машину у него угоняли, выкупать потом пришлось...
Сейчас эта потерпевшая просит 500 тысяч латов в качестве моральной компенсации:
— После смерти сына (а в том же году умер и его отец — мой муж) на мне остались долги в 300 тысяч, которые я плачу до сих пор. Да, я выплачиваю кредиты сына, поэтому у меня даже нет денег на собственного адвоката.
— А вообще эти люди, — Амбросова повернулась в сторону скамьи обвиняемых, — убили не только его, они убили меня! (потерпевшая заплакала)
По поводу бывшей жены Юлии убитый Передельский ничего плохого никогда не говорил. Экс-свекровь Амбросова даже когда-то подарила ей собственную квартиру в Золитуде.
Далее слово взяла вдова бизнесмена Юлия Передельская:
— В то время мы больше не жили с Геннадием: в суде шёл наш бракоразводный процесс. По большей части, у нас были споры о том, как часто он будет встречаться с ребёнком и как разделить имущество.
Далее вдова Передельского рассказала, что с Путниньшем и неким Янсоном у её бывшего мужа был совместный бизнес — деловые партнёры хоршо ладили.
Юлия также призналась: в той фирме проходили и не совсем честные вещи, к примеру, осуществлялись фиктивные закупки, происходили махинации с НДС. Эту схему, якобы, придумал сам Путниньш, а потом между компаньонами начались конфликты. Чаще на почве денег.
— А на похороны своего бывшего мужа я не пришла, это правда. Просто у меня были не очень хорошие отношения с его родственниками, к тому же Гена на ладил с моим отцом.
У директора мясокомбината остался малолетний ребёнок
Ещё одна жертва киллеров — «мясной» бизнесмен Гатис Айшпурс. Его растреляли в собственной машине Mercedes в его родном городе — в Екабпилсе. Произошло это в сентябре 2007 года. Стрелял по версии обвинения Маркевич (не менее семи раз), а Крогерт в это время ждал его в машине. Пистолет марки «ПМ» был брошен на месте преступления.
Сегодня в суде выступал отец погибшего — Роберт Айшпурс.
— У моего сына имелась собственная фирма Niko, располагавшаяся в Екабпилсе, — сдержанно начал потерпевший Роберт Айшпурс. — Имелась крупная база, где хранились различные продукты, которые приходили из Риги. Бизнес шёл хорошо... Да, сейчас я не отказываюсь от заявленной компенсации за смерть сына — хочу 4 тысячи латов в качестве материального ущерба и 200 тысяч — за моральный.
— Когда Гатиса убили, нашему ребёнку было всего три года. Он знает, что папы больше нет, но от этого нам легче, — еле сдерживая слёзы сказала гражданская жена убитого Ивета Барбале. — Гатис был очень спокойным и сдержанным человеком, мы с ним никогда не ругались. Его уважали и коллеги, и сотрудники на работе. Его смерть для нас — большая трагедия...
Ещё одна жертва
Третья жертва, которая вменяется подсудимым — Айгар Лусис. Он убит чуть позже своих предшественников — 10 января 2008 года. И опять в деле фигурируют два киллера — Маркевич и Крогерт. В тот раз, как считает обвинение они застрелили бизнесмена во дворе его собственного дома из пистолета TT, который, как и в прошлый раз, бросили на месте.
Ливия Луса — мать убитого Айгара — говорит о сыне с гордостью:
— Сын 4 года учился в Лондоне, потом в 24 года вернулся в Ригу и поступил в магистратуру уже здесь. Направленность всё та же — бизнес. Он очень хотел работать с отцом, но позже так сложилось, что в 2006 году он полностью перенял дела отца. Это было и А/О Jelgavas gaļas kombināts, и другие фирмы. Он стал очень серьёзным бизнесменом, а потом случилась эта трагедия...
Вашкевич: «Мы расследовали дела с «отмывом», за это я и поплатился»
Бывший начальник Криминального управления таможни Владимир Вашкевич замыкал сегодня выступления потерпевших. Ему, к счастью, удалось выжить после того, как киллеры подложили взрывчатку под отцовскую автомашину Subaru Impreza, на которой он ездил на работу.
Как считает обвинение, «вильнюские» киллеры приняли решение «кончать» Вашкевича прямо возле его работы на улице Экспорта, 6. Приблизительная картина исполнения заказа выглядела так: в мае преступники заложили под машину Вашкевича дистанционно управляемую взрывчатку. Особых проблем изготовить бомбу для литовцев не представляло. Один из киллеров был подрывником высокого класса. Поставив взрывную закладку в виде начинённого мобильника, убийцы с «рукой на кнопке» караулили, когда Вашкевич выйдет с работы.
О том, что было далее, пострадавший рассказал сегодня сам:
— В тот день я поехал на работу на машине отца - Subaru Impreza. В течение дня передвигался по городу на служебном авто с водителем, вечером собрался домой. Открыл переднюю дверь «Субару», потом положил назад в салон свой дипломат, собирался уже сесть в машину. И тут вдруг увидел своего сотрудника, решил с ним поговорить. Подозвал его, а сам отошёл от машины. Произошёл взрыв! Далее я смутно помню, что происходило, а очнулся я уже в реанимации. Припоминаю только, что лежал на земле в парке до приезда медиков.
В общей сложности Владимир Вашкевич перенёс 3 операции, а лечится он до сих пор.
— Я до конца жизни не смогу нормально заниматься спортом, у меня появились большие проблемы со здоровьем, — говорит он.
После этого по просьбе адвокатов обвиняемых Вашкевич рассказал о своей рабочей деятельности 3-летней давности:
— В мае 2007 года я работал заместителем гендиректора СГД. Все компании, упомянутые в деле, помню. Ими активно интересовалось криминальное управление таможни. То, что я тогда подписывал запреты и аресты на счета, было моей обычной рабочей практикой. Мы непосредственно расследовали дела и с «отмывом» НДС, и связанные с контрабандой товаров. Что касается фирмы Grupa Media, то и она хотела уклониться от уплаты налогов. Кстати, в то время СГД завело около 30 уголовных дел за похожие махинации. Что касается самого Путниньша, то, по информации моих сотрудников, он также был завязан в махинациях с налогами.
О взрыве. По мнению Вашкевича, его хотели убить, чтобы запугать остальных сотрудников столь важной государственной службы. А ранее ему угрожал лишь один человек — Шталбергс, от других угроз не поступало.
И о машине (этот вопрос заинтересовал адвокатов обвиняемых). Что сейчас с той самой машиной Subaru Impreza?
— Она уже давно продана, если это можно так назвать. Отец тогда оценил её ущерб в 16 тысяч латов. Мы как смогли отремонтировали её и нашли человека, который её купил для личных целей, — пояснил Вашкевич.
В качестве компенсации Владимир Вашкевич просит 254 тысяч латов.
Для справки
Сейчас Мартиньша Путниньша обвиняют в организации убийств троих мясных бизнесменов и покушении на бывшего начальника Криминального управления латвийской таможни Владимира Вашкевича. Пока следствие считает, что юрисконсульт по административному и налоговому праву нанял киллеров-профи из Литвы, а конкретнее из «вильнюсской» бригады. Именно они исполнили самые громкие расстрелы «тучных» лет.
Всем троим обвиняемым по этому делу — за убийство с отягчающими обстоятельствами грозит от 15 лет до по пожизненного заключения.
На фото — троица обвиняемых: Сергей Маркевич (слева), Эдгар Крогерт и Мартиньш Путниньш (справа).