Сбежавший из 90-х
Андрей Вершинин родился в 1975 году в Курганской области, а в начале 1990-х годов стал одним из членов одноименной ОПГ. Вместе с ее лидерами, Виталием Игнатовым, Олегом Нелюбиным, Павлом Зеляниным, Андреем Колиговым и легендарным киллером Александром Солоником (Саша Македонский), он перебрался в Москву. В столице «курганские» вначале выполняли убийства для других группировок, в первую очередь «ореховской» и «коптевской», однако потом второстепенные роли в криминальном мире им надоели. Вершинин, Игнатов и Ко, делая вид, что остаются дружественными влиятельным столичным ОПГ, на деле стали убивать их лидеров и брать под контроль коммерческие структуры.
Например, по подобному сценарию развивались события вокруг «коптевской группировки». «Курганцы» умудрились перебить почти всех ее авторитетов, причем лидеры ОПГ — братья Александр и Василий Наумовы — даже не подозревали, что за нападениями стоят их партнеры. В результате оба были убиты. Причем оперативники подозревают, что к расстрелу Василия Наумова, который произошел прямо под окнами ГУВД Москвы, имел отношение Вершинин.
В конце 1990-х годов правоохранительные органы развернули охоту за «курганскими», почти все лидеры ОПГ были задержаны. Но Вершинин загадочно исчез. Только в 2009 году выяснилось, что он сумел обзавестись паспортом на имя и фамилию «Константина Григорьева», по которому и жил. В конце 1990-х годов Вершинин сошелся с «авторитетом» Дмитрием Лесняковым, по прозвищу Лес, который находился в розыске за избиение бизнесмена битой. Дальше они уже все преступления совершали вместе.
Убийства нулевых, тяжелое ранение и спасение
В конце 1990-х годов участником банды Леснякова стал и бывший военный Алексей Евсеев. Его сослуживец Дмитрий Митюкляев был давним приятелем Леса, он-то и предложил Алексею стать киллером в ОПГ.
По словам оперативников, Евсеев и Вершинин прекрасно владели разными видами оружия, быстро освоили навыки слежки за «объектами» с переодеванием и т.д. В результате именно они и стали основными исполнителями убийств в банде.
В конце 1990-х-начале 2000-х годов Лес вел войну с рядом подмосковных группировок за право контроля над коммерческими объектами в Пушкинском районе. В результате киллерами Леса последовательно были убиты все лидеры «ивантеевской», «пушкинской» и «правдинской «группировок, в том числе Николай Жегалкин, Николай Деев, Александр Майоров, Андрей Павловский, Григорий Ларин, Борис Николаев и т.д. Так же киллеры расправились и с Генрихом Юзбашевым – братом водочного короля Генриха Юзбашева, совершили покушение на первого замглавы Пушкинского района Константина Акулова. По данным оперативников, в большинстве этих преступлений принимали участие Вершинин с Евсеевым. Правда, в Никулинский суд поступили материалы только по одному эпизоду «войны за Пушкино» — расстреле в 2003 году Жегалкина. Вершинин непосредственно вел огонь по «авторитету» из автомата, а Евсеев увез его с места преступления.
В ходе криминальных разборок и сам Евсеев получил тяжелое ранение. В декабре 2001 года в парке «Сокольники» неизвестные изрешетили автомобили, в которых находились пятеро членов ОПГ, в том числе Лесняков, Митюкляев и Евсеев. Последний оказался единственным, в кого попали пули. Его госпитализировали с тяжелым ранением в живот, но врачи сумели спасти гангстеру жизнь.
Промежуточный финиш: прозрения не наступило. Евсеев выздоровел и продолжил исполнять роль киллера в ОПГ.
Убийство по ошибке
В 2003 году Евсеев и Вершинин по заданию Леса забили насмерть металлическими прутьями главу Международного центра по ядерной безопасности Минатома Сергея Бугаенко. Причем сыщики полагают, что в данном случае киллеры ошиблись в «объекте». Лесняков на самом деле приказал расправиться с одним пушкинским бизнесменом, который проживал в одном доме с Бугаенко и был на него внешне похож.
Как выяснили сотрудники МВД РФ и ГСУ СК по Москве, в 2008 году к Лесу обратился «вор в законе» Армен Арутюнян (Армен Каневской, умер в СИЗО), у которого возник конфликт с другим «законником» Аликом Миноляном (Алик Сочинский). Лесняков вызвался помочь уважаемому человеку. В результате в феврале 2009 года Вершинин и Евссев застрелили Миналяна в Москве.
Согласно материалам дела, Лесняков и Вершина также организовали 26 октября 2008 года массовую драку в торговом центра «Европейский». В этом заведении произошел конфликт с молодыми чеченцами у сына «авторитета» Крало Микадзе. Последний пожаловался своему приятелю Лесу. А тот вместе с Вершининым и Евсеевым отправился на «разборку» в «Европейский». Выяснение отношений переросло в побоище, во время которого члены ОПГ Леса одержали уверенную победу. Троих кавказцев госпитализировали. 22-летний Бисултанов получил ножевое ранение в грудь, у 22-летнего Битова врачи зафиксировали перелом челюсти и сотрясение мозга, у его 23-летнего брата — многочисленные ушибы.
Как киллерам удалось избежать «вышки»
Выйти на след группировки Леснякова удалось после того, как ее киллеры в 2008 году расправились с бизнесменом Валерием Казаковым, который был тесно связан с руководством Мособлпрокуратуры.
По версии правоохранительных органов, Казаков потребовал, чтобы владельцы Пушкинского рынка, который контролировала ОПГ Леса, ввели в учредители указанных им людей. А 1 августа 2008 года Валерий Казаков был демонстративно убит прямо на пороге Пушкинской прокуратуры. Вершинин и Евсеев среди бела дня выпустили в него несколько пуль, а потом перерезали горло.
После ареста в 2009 году Евсеев и Вершинин начали активно сотрудничать с правоохранительными органами и заключили сделки со следствием. Благодаря этому они и избежали пожизненных сроков. На проходивших в 2012 году в Мосгорсуде слушаниях по делу в отношении Дмитрия Леснякова, Евсеев и Вершинин выступали основными свидетелями обвинения. Благодаря их показаниям Лес был признан присяжными виновным, ему назначали наказание в виде 24 лет лишения свободы. Стоит отметить, что лидер ОПГ получил в итоге всего на год больше, чем «сдавший» его киллер.
Впрочем, скорее всего, это не последние приговоры по делу группировки Леса. Расследование продолжается, в ходе него выясняются все новые эпизоды деятельности банды. В частности, сейчас ее членов проверяют на причастность к расстрелу в ноябре 2008 года ресторатора Гелы Церцвадзе— «правой руки» влиятельного «вора в законе» Тариела Ониани.
Приговор
Никулинский суд Москвы Евсееву назначил наказание в виде 23 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Вершинин получил меньше – 19 лет тюрьмы. Их дела рассматривались в особом порядке, то есть без проведения судебного следствия.
Это связано с тем, что киллеры ранее заключили сделки со следствием, полностью признали вину и дали подробные показания на других участников группировки.