"А зачем что-то компенсировать вкладчикам"?
Бывший президент Банка Латвии, министр финансов Эйнар Репше сегодня, 6 июля, давая показания на заседании суда по тяжбе между ликвидатором Banka Baltija (BB) и государством, заявил, что можно спорить о том, могло ли вообще правительство выплачивать деньги вкладчикам BB.
По мнению Репше, правительство без серьезных оснований не имело право тратить деньги на нужды вкладчиков частного банка.
Он не смог ответить, были ли на эти компенсации реально истрачены деньги налогоплательщиков, заявив, что соответствующую справку можно затребовать в Министерстве финансов.
"До выяснения реальной ситуации в BB мы не хотели требовать его неплатежеспособности", — заявил Репше.
Что-то сделать было невозможно
По словам Репше, BB был полностью расхищен, и его реструктуризация невозможна. Репше выразил сожаление провалом переговоров с руководством банка, однако добавил, что для его спасения было сделано все возможное.
Факт, что в банке "ничего нет", обнаружился позже, потому что руководство BB скрывало ситуацию от Банка Латвии и международных аудиторов.
В общем, как считает Э. Репше, во всем виноваты глава наблюдательного совета BB Александр Лавент и прочее (уже осужденные по этому делу персоны).
Для справки
В Рижском окружном суде идет рассмотрение по существу иска ликвидаторов Banka Baltija к латвийскому государству. Компания BDO требует взыскать с Министерства финансов и Банка Латвии в общей сложности 238 млн латов.
В своем иске ликвидаторы выдвигают претензии к центробанку, который в 90-х годах прошлого века "ненадлежащим образом" контролировал латвийскую банковскую систему, в результате чего был допущен крах Banka Baltija, унесший накопления многих жителей страны.
Banka Baltija в начале 90-х стал крупнейшим латвийским коммерческим банком. Деньги в нем хранил каждый пятый житель страны. Но в мае 1995 года деятельность кредитного учреждения была остановлена, а впоследствии оно обанкротилось. Обязательства перед вкладчиками и кредиторами погашены не были, поскольку на счетах финансового учреждения не нашлось денег.
В 2007 году уголовная палата Верховного суда приговорила бывших председателя совета банка Александра Лавента и президента Талиса Фрейманиса к реальным срокам заключения — 7 годам и 7 месяцам, а также 5 годам и 6 месяцам соответственно. Впрочем, эти сроки они уже отсидели до суда и были освобождены в зале суда. Конфискация имущества к ним не применялась.