Роман Аркадьевич появился на процессе в обычном, непринужденном расположении духа. Порадовал своим синим галстуком, поставив западных журналистов перед вопросом: то ли это он так поддерживает правящую партию консерваторов, у которой как раз сейчас проходит съезд, то ли владелец «Челси» ещё раз напоминает нам о том, что болеет он за синих. А может, это был просто случайный выбор госпожи Жуковой, — иронизирует Slon.ru.
Напомним, в октябре Березовскому, наконец, удалось вручить Абрамовичу повестку в суд. Это произошло когда опальный предприниматель случайно встретил губернатора Чукотки в лондонском бутике. Березовский бросил пакет с документами под ноги Абрамовичу, сказав: «Это повестка в суд». По британскому законодательству в такой ситуации повестка считается врученной.(Подробнее об иске — см. в справке).
Березовский: «Давление — не мой стиль. Я убедил»
Среди многочисленной публики (английские журналисты уже называют дело Березовского–Абрамовича «судом года») были замечены Александр Гольдфарб (который позднее тоже ожидается для дачи свидетельских показаний), Марина Литвиненко, дочери Березовского Елизавета и Екатерина. Но самый трогательный эпизод произошёл между Романом Абрамовичем и многолетней спутницей Березовского Еленой Горбуновой, когда после очередного перерыва Елена возвращалась в зал заседаний, а Абрамович придержал ей дверь.
Желающих посетить заседание было столько, что на всех не хватало стульев. Борис Абрамович, направляясь давать показания, любезно предложил свой стул одному из журналистов.
Во время допроса Борис Абрамович подтвердил своё влияние в России в середине 90-х, но отметил, что выстраивая свой бизнес, он не оказывал давления на родственников Ельцина, а именно на Татьяну Дьяченко и Валентина Юмашева, в особенности в деле о приватизации ОРТ. «Давление – не мой способ воздействия, мой метод – убеждение, мне удалось убедить их», – объяснял Березовский. Также он заявил, что рассматривал ОРТ не как источник доходов, а как источник влияния. Уж очень боялся, что Зюганов обставит Ельцина на выборах.
Он рассказал, что влияния на Кремль добился за счёт своих «интеллектуальных возможностей», мимоходом пройдясь по Абрамовичу: «Чтобы получить рычаги влияния, надо быть умным. Абрамович таким не был». Березовский также опроверг все коррупционные обвинения и заявил, что уровень коррупции в России сейчас на уровне 10 из 10, тогда как в 90-х можно было дать максимум 3–4 пункта.
Абрамович — коммуникабельный
Об услышанном в суде накануне рассказывает в пятницу газета The Independent, которая вынесла в заголовок следующее заявление Березовского: «Абрамович не умный, он просто коммуникабельный».
В посткоммунистической России бизнесмен типа Абрамовича без политического влияния не имел шансов развить свое дело, сказал адвокат Абрамовича, видный британский юрист Джонатан Сампшн.
«Все зависит от того, насколько он умен и много ли у него рычагов для достижения целей. Чтобы иметь рычаги, нужно быть умным, а он не таков», — ответил Березовский. По его словам, Абрамович «хорошо умеет нравиться» и «силен в психологии».
В зале суда было заявлено, что взамен на поддержку на выборах 1996 года Березовский убедил Ельцина продать с торгов две государственные нефтяные компании, благодаря чему Абрамович обогатился.
Сампшн так изложил характер договоренности Березовского с Ельциным: «Вы получите поддержку моего телеканала, а взамен устроите меня на место, где я смогу извлекать крупные суммы денег из этих двух компаний». «Да, это верно», — ответил Березовский. «Было бы справедливо назвать это коррумпированной сделкой?» — спросил Сампшн. «Определенно нет», — ответил Березовский.
Адвокат Абрамовича ловит Березовского на противоречиях
Березовский несколько затруднился с ответом, когда речь зашла о его иске в 2001 году к журналу Forbes по обвинению в клевете. Сампшн предъявил свидетельские показания с того процесса, в которых Березовский отрицал, что оказывал значительное влияние на Ельцина.
«Почему вы отрицали это, а затем подписали заявление, подкреплявшее ваше отрицание?» — спросил Сампшн. «Хороший вопрос», — проговорил Березовский. Адвокаты Абрамовича захохотали, отмечает издание.
Березовскому также показали его заявление с процесса против Forbes, в котором он писал, что после 1997 года «больше не играл никакой роли в управлении («Сибнефтью») и не владел никакими акциями». В нынешнем же иске Березовский утверждает, что в 2001 году Абрамович принудил его продать акции «Сибнефти» по заниженной цене.
«Теперь Березовский утверждает, что его участие регулировалось лишь «устной договоренностью» и относится к половине 50%, которыми владел Абрамович, а также что его позиции не противоречат одна другой».
Со своей стороны, Абрамович утверждает, что 1,3 миллиарда фунтов, которые он выплатил Березовскому в 2001 году, — это признание его «долга чести» перед Березовским, и что Березовский не владел акциями его компании.
Предметом судебного спора стал ряд российских активов. В частности, Березовский заявляет, что в 2000-2003 годах он вместе со своим партнером по бизнесу Бадри Патаркацишвили под давлением и даже угрозами со стороны Абрамовича был вынужден продать значительно дешевле реальной стоимости принадлежавшие им активы, среди которых порядка 43% акций «Сибнефти» и доли в РУСАЛе.
Березовский утверждает, что его подвела излишняя доверчивость. «Абрамович меня предал», — заявил истец. Он пояснил, что Абрамовичу отдали 50% акций «Сибнефти», а у него и его партнера Бадри Патаркацишвили было по 25%. Кроме того Абрамовичу доверили управление компанией, но каким образом оно будет осуществляться, акционеры никогда не обсуждали, разъяснил Березовский в ответ на очередную просьбу адвоката.
Джонатан Сампшн на заседании суда в четверг был вынужден неоднократно возвращаться к одним и тем же вопросам, переформулируя их с целью получить четкие ответы от истца. Судья Элизабет Глостер также призывала бизнесмена внимательнее относиться к вопросам и «не произносить пространных речей».
Березовский же на пятом часу заседания попросил адвоката Абрамовича не давить на него, напомнив, что его английский «оставляет желать лучшего». Он говорил, что ему необходимо время для формулирования ответов.
Сампшн под конец заседания предпринял попытку подытожить показания Березовского: «Получается, что вы, Патаркацишвили и Абрамович лишь распределили акции, а все решения о политике компании, о методах управления «Сибнефтью» возложили на последнего?». «Все было совершенно не так», — заявил Березовский, вызвав недоумение у всех присутствующих в зале, поскольку все пять часов допроса он утверждал именно это.
Березовский будет отвечать на вопросы до конца следующей недели, уточняет издание, Абрамович даст показания в ноябре.
|
Для справки: об иске
Опальный предприниматель Борис Березовский обвиняет бывшего партнера Романа Абрамовича в том, что тот вынудил его дешево продать акции ОРТ, «Сибнефти» и «Русала». Об этом говорится в иске Березовского, который поступил в Высокий суд в Лондоне 1 июня 2007 года.
Березовский хочет получить от Абрамовича несколько миллиардов долларов, что должно стать кульминацией четырехлетней правовой битвы.