Полиция постоянно "шерстит" этот район, но победить наркоторговлю не удается даже с помощью высокопоставленных жильцов этого района. Например, прямо в героиновом центре живет и экс-мэр Риги Айварс Аксенокс. Он тоже страдает от такого соседства. Но придумал свою тактику борьбы с наркодельцами.
От дилеров мэр спрятался за забором
Остановка 15-го троллейбуса ул. Маза Кална. Именно сюда каждое утро приезжают десятки героинщиков не только из Риги, но и со всей Латвии. В 9:00 ваш корр. высадился на этой остановке, пообщался с местными жителями и в живую понаблюдал за повадками дилеров и наркоманов, от которых страдают сразу десяток кварталов этом районе.
— У нас это еще с середине 90-х годов повелось. – рассказывает местная жительница Светлана. – Тогда тут вообще целые толпы ходили по 20-40 человек с обезумившими глазами. Сейчас ведут себя потише и приезжают по два-три человека.
По словам Светланы, многие из приезжих не знают, где конкретно на этом районе можно достать наркотики. Просто благодарю сарафанному радио наркоманы знают, что купить кайф в окрестностях Маза Кална можно практически в любое время суток.
— Как правило, «торчки» приезжают и либо просто сидят на этой остановке, либо начинают наматывать круги по кварталу. – поясняет специфику своего района Светлана. – Раньше они любили во дворе того углового дома ошиваться. Но там живет экс-мэр Аксенок, который недавно все огородил все высоким забором. Наверное, это единственный способ защиты от наркодельцов.
Видеокамеры и случайные пожары
Высокий забор рядом с домом экс-мэра — это не единственная мера борьбы. Состоятельные жители в борьбе с наркоманами пытаются использовать видеонаблюдение.
— Однажды на перекрестке установили несколько видеокамер. Торговля на какое-то время прекратилась. Но скоро дилеры поняли, что видеокамеры простые муляжи и все возобновилось с новой силой. Какое-то время героин продавали прямо из соседнего с жельем Аксенока дома. Но потом он взял и как-то неожиданно сгорел.
Местные жители до сих пор теряются в догадках: то ли дом подожгли противники наркоторговли, то ли сам дилер заснул с сигаретой в зубах…
Торговля рядом со школой
К остановке подходит троллейбус. Светлана садится и уезжает на работу. На улицу из транспорта выгружается трое молодых парней с грязными руками, в неопрятной одежде. Сразу же следует вопрос прямой и без комплексов:
— У тебя кайф есть?
— Нет. Я просто автобус жду.
— Где достать не знаешь? У Айгара есть или нет?
Я даю понять, что с Айгаром не знаком. Компания тут же теряет ко мне всякий интерес и быстрым шагом следует в направлении улицы Виляну. Отпустив троицу на 200 м вперед, ваш корреспондент отправляется следом. Двое из наркоманов останавливаются на остановке, а третий ныряет в угловой двухэтажный деревянный дом... Ровно в 150-ти метрах от этого дома находится школа.
Бабушки: наркоманы полиции не боятся
Спускаюсь вниз по улице к парку и натыкаюсь на компанию всезнающих пенсионерок, которые вопрос наркоторговли под своими окнами считают весьма насущным и тут же начинают громко возмущаться:
— Эти наркоманы совсем обнаглели. Начинают шнырять у нас по району прямо с 7 утра. Они даже полиции не боятся. Улицу возле школы постоянно патрулирует полицейский, а им — хоть бы что. Все равно ломятся за своим кайфом.
Пенсионерки уже смирились со всем этим: и с постояннымми полицейским облавам, и рейдам. Однако "приструнить" дилеров и наркоманов все равно не получается.
— Только прошлым летом тут троих торговцев скрутили. Ну и что? Конечно они стали потише стараются все свои делишки рано утром проворачивать. Но шприцы, как валялись на земле, так и валяются. Даже в магазин страшно ходить, там аптека, где наркоманы постоянно ошиваются. Идешь и думаешь: ограбят тебя или нет.
Дело труба или студенты под кайфом
Под магазином со "страшной аптекой" бдительные пенсионерки подразумевают Supernetto на ул. Ломоносова. Именно за ним в так называемой трубе (развалинах фабрики) время от времени находят погибших — скончавшиеся от передозировки наркоманов.
Что важно: рядлм целых пять ВУЗов, поэтому в потенциальных клиентах дилеры недостатка не испытывают. Только точки теперь переехали чуть подальше от Ломоносова — в многоэтажки жилмассива Краста. Эта передислокация началась, когда город взялся за обустройство скандально-известного Лубанчика.
Лубанчик: торговля ушла в многоэтажки
Улица Лубанас встретила меня откровенным запустением. Деревянные дома, в которых в середине 90-х шла активная наркоторговля, снесены, а жильцы переселены. Однако многие из них переезжать на другие районы категорически отказываются.
Все дело в том, что многие на этом районе занимаются наркоторговлей целыми семьями. Посадили маму, за дело взялся сын. Он отправился в тюрьму, ему на смену пришел брат, а там уже и мама вышла на волю и все началось по второму кругу…