Эдвард Лукас поделился своим видением последний событий в Латвии. Ниже — фрагменты его интервью Latvijas avīze.
— Как вы оцениваете отставку премьер-министра Валдиса Домбровскиса после трагедии в Золитуде?
— Это было впечатляюще. Не уверен, что демиссия была необходима, однако она определенно выставила мэра Риги Нила Ушакова под свет прожекторов. Не секрет, что коррупция в Рижском самоуправлении — одна из причин, почему строители экономят за счет качества. Я не обвиняю г-на Ушакова в нарушениях, но думаю, что необходима обширная чистка в Рижской администрации.
— Вы высказывали мнение, что в латвийской политической среде мало «хороших парней». Что вы имели в виду?
— Успех Латвии в создании сильных учреждений — Министерство иностранных дел, SAB, KNAB, Госконтроль и Банк Латвии. Есть учреждения, которые в Латвии работают лучше, чем в Литве и Эстонии. Но о политических партиях такого сказать нельзя. В Латвии есть олигархи, хотя в таком маленьком государстве мы скорее можем их назвать «мини-олигархи». Нет ничего хорошего, что есть люди, у которых в кармане политические партии и медийные группы. В то же время важен и этнический вопрос. Поляризация — слабость Латвии.
— Почему люди не хотят вовлекаться в политику, участвовать в выборах?
— У политики плохая репутация. Работники культуры, представители академических кругов часто не хотят становиться объектами насмешек и получить репутацию воров. Чтобы люди выбрали политика, нужна критическая масса. Но это проблема не только в Латвии — такое нежелание наблюдается по всей Европе. Даже в моей стране у премьера есть опыт только политической работы, до этого он ничем другим не руководил.
— Это плохо?
— Было бы хорошо, если бы политик раньше руководил каким-нибудь предприятием или, к примеру, больницей. У него был бы опыт. Не хочу показывать пальцем на Латвию, но у вас в политике — мешанина из косного этнического опыта и наследия олигархов. Конечно, роль олигархов уменьшилась. Однако для людей, которые хотят войти в политику извне, это усложняет ситуацию.
— Вы упомянули этнический вопрос и необходимость солидаризироваться — почему это так важно?
— Латвии повезло, что у вас не было ночи Бронзового Алеши, как в Эстонии. Пока у вас будут русские, которые не чувствуют себя интегрированным в общество, это не политический вопрос. Это вопрос национальной безопасности.
— Как вы оцениваете участие латвийских русских молодых людей в военных лагерях в России?
— Это внушает опасения. Россия в этой области действует дано. Вы не можете оставаться пассивными, если происходят систематические информационные военные кампании. Если Россия финансирует такие лагеря, значит там в головы молодых людей вбивают благоприятную для России информацию. К этому нужно отнестись со всей серьезностью. Вопрос отчужденных русских в Латвии я считаю таким же важным, как вопрос энергетической безопасности. Сколько высших должностей в госуправлении занимают русские? Сколько послов за границей из русских? Я был приятно удивлен, что один из высших дипломатов в эстонском посольстве США — русского происхождения. Но если я не этнический латыш, какие у меня шансы получить должность в госуправлении? Вовлечение латвийских русских — это было бы положительным проявлением «мягкой власти» Латвии.