Год назад бабуша в один несчастливый день ехала на городском автобусе и сидела на откидном сиденье в центре салона. Водитель резко затормозил, бабушка вылетела в проход и сломала ногу. Позже выяснилось, что виноват был лихач на легковом автомобиле, который «подрезал» автобус. Бабушке пришлось долго и недешево лечиться, и встал вопрос: кто все это оплатит безвинно пострадавшей пассажирке?
В Латвии любое транспортное средство должно иметь полис OCTA. OCTA – это обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, пишет "МК-Латвия". Обратите внимание, страхуется не конкретный водитель, а конкретный автомобиль. Если по вине водителя произошло дорожно-транспортное происшествие и нанесен ущерб имуществу или здоровью третьих лиц, то ущерб покрывает страховая компания OCTA виновного транспортного средства, а не сам водитель.
В данной истории ситуация осложнялась тем, что виновная машина скрылась и полиция сразу дала понять, что вызвавшего ДТП водителя могут и не найти. Несмотря на то, что все автобусы оснащены видеокамерами, на этот раз номера легковушки в кадр не попали.
В то раз мы выяснили, что в случае, если виновный в ДПТ не установлен, страховое возмещение погашается из созданного латвийскими страховыми обществами Гарантийного фонда, который администрирует «Латвийское бюро страховщиков транспортных средств» (учитывая 35 статью Закона об OCTA).
Села в автобус, очнулась – гипс
Сразу после выхода той статьи в редакцию позвонила женщина, чтобы рассказать свою историю. Пенсионерке Элеоноре (имя изменено, чтобы лишний раз не травмировать женщину воспоминаниями) в сентябре 2013 года было 70 лет. Около девяти утра она вошла в рижский автобус на остановке ул. Пернавас, чтобы ехать в налоговую службу. Так как ехать было недалеко, женщина осталась стоять у входа, держась за поручень.
- Автобус проехал примерно метров пятьдесят, и единственное, что я помню дальше – впереди как будто что-то взорвалось, – рассказывает Элеонора. – Очнулась я на полу возле кабины водителя от страшной боли. Водитель тут же высадил всех пассажиров и вызвал «скорую» и полицию. Меня положили на носилки и доставили в больницу. Оказалось, что кость ноги от колена и до ступни полностью раздроблена.
Далее последовала операция. Ногу Элеоноре собирали по кусочкам, брали кость из бедра, крепили металлическими скобами. Деньги потребовались на оплату на врачей, лекарств, ухода на дому. Таких денег у пенсионерки не оказалось. Возможно, она бы не выжила, если бы не помощь родных.
Дело затянулось на два года
Вы спросите, а как же компенсация ущерба со стороны страховщика виновного? А вот послушайте, что об этом рассказывает сама пострадавшая:
- Как мне потом сказал следователь, который приходил ко мне домой, наш автобус «подрезала» легковая автомашина, и ему ничего не оставалось делать, как резко затормозить. Тогда еще не было известно, как что было. Следователь составил акт о ДТП и отправил его в прокуратуру. Из прокуратуры мне потом пришло письмо о том, что водителя того нашли. Ему 31 год, зовут Денис. Человек, который является моим доверенным лицом, собрал все документы и отвез страховщику виновной машины. Но страховая компания заявила, что вина этой машины не доказана. Дело было передано в суд. И вот уже должно было быть четыре судебных заседания, и ни один суд не состоялся. На первое я не пришла, потому что я еще не ходила. Я полгода была лежачей. На второй суд не пришел водитель автобуса, потому что он был за границей. Последнее заседание было назначено на 24 марта 2015 года, но не пришел сам виновник ДТП. Суд отложили на 16 августа. И никому никакого дела нет. Я ведь только первый раз не была на суде. А так я ведь все время приезжала на этот суд. И никто ничего не платит. Никто даже разговаривать не хочет. А этот молодой человек продолжает ездить на машине. Где же у нас справедливость? Ну, нету у нас справедливости! Ведь покупать мне надо все самой. И у меня не гипс был, а вместо гипса был ортоз снизу до самого верха ноги, который я сама покупала еще в больнице. Чеков у меня за лечение набралось на 1300 евро. Это такой мизер от реальных расходов. Ведь я же еще брала медсестер, которые мне делали уколы без всяких чеков.
Осталась один на один со своей бедой
Но помимо материального возмещения, Элеонору волновала и моральная сторона дела:
- Мне непонятно, почему я должна разбираться с виновником, если я пострадала в общественном транспорте? По-моему, страховщик Rigas satiksme должен был оплатить мне ущерб, а там пусть разбираются между собой страховые компании, хоть через суд, – убеждена пассажирка. – Почему я должна страдать? Я и сейчас, спустя два года, хожу по квартире на костылях, и не известно, будет ли у меня улучшение. Я была у врача, он посмотрел рентген и сказал, что у меня начинает в ноге что-то оседать. И возможно, потом потребуется еще операция. А какая наша пенсия, вы прекрасно понимаете. Несмотря на то, что у меня 40 лет стажа. Если бы мой брат и дочка, которая живет не в Латвии, что-то мне не присылали, можно уже было бы сгнить в полном смысле слова. Потому что я лежала, и ко мне за деньги приходили и кормили меня и все прочее. И никого больше. Как будто виновата во всем я. А когда этот Денис мне позвонил, вы знаете, что он мне сказал? «Да, – говорит, – вы сами виноваты, вы в таком возрасте и вам нужно еще куда-то ездить». Это уму непостижимо! Когда у меня вообще никаких проблем не было ни с ногами, ни с чем. Я и путешествовала, и все, что угодно, могла. И меня обвинили, что я еду в государственном транспорте.