Комиссия по расследованию краха Krājbanka готовит две законодательные инициативы. Одна из них связана с ограничением гонораров администраторов неплатежеспособности, а вторая предусматривает, что банки должны предоставлять информацию о счетах, в том числе и парламентским следственным комиссиям, сообщает председатель комиссии Янис Лачплесис.
Как и в работе других парламентских следственных комиссий, в расследовании краха Krājbanka разговоров было больше, чем дела. С этим соглашаются даже сами депутаты. Сама комиссия была сформирована 1 декабря по инициативе оппозиционных партий. Работать она должна в течение девяти месяцев, а затем выступит с докладом и прекратит свое бренное существование.
Как оппозиция, так и представители коалиционных партий единодушны в том, что администратор неплатежеспособности сейчас получает слишком высокое вознаграждение. Согласно действующим нормам, оно составляет 5% стоимости возвращаемых активов, а это означает, что гонорары администратора Krājbanka KPMG Baltics измеряются миллионами. По мнению депутата Яниса Рейрса, вознаграждение нужно пересматривать, но делать это следует осторожно.
Параллельно вопрос о гонорарах администраторов кредитных учреждений рассматривает правительство. Минфин в сотрудничестве с Минюстом и Комиссией по рынку финансов и капитала готовит доклад, в котором рассматриваются порядок выдвижения и требования к администраторам неплатежеспособности, а также критерии их вознаграждения. За докладом могут последовать поправки к Закону о кредитных учреждениях.
Возможно, одна из причин неудач парламентских следственных комиссий состоит в том, что для их создания необходима треть голосов депутатов. То есть инициировать создание комиссии может и оппозиция, но представительство фракций в ней должно быть пропорциональным, а решения принимает большинство. Поэтому инициативы оппозиции часто не проходят.
«Чтобы провести проверку, должна быть минимальная информация, а решения о том, какую информацию и в каком объеме запрашивать, принимает большинство», — сказал депутат «Центра согласия» Андрей Элксниньш, который оценивает работу комиссии резко отрицательно.
«Создавать комиссию не было объективных причин, потому ее работа и не идет», — считает Янис Рейрс.