Кроме заключения, Фролов приговорен к конфискации имущества и возмещению потерпевшим российским бизнесменам их трех миллионов долларов США.
Полный текст приговора ожидается 12 декабря.
Взял на время, оказалось навсегда
Впрочем, для начала — откуда миллионы взялись. Потерявшие деньги бизнесмены Тадеуш К. и Николай Г. в ходе процесса рассказали такую историю.
В 2005 году Тадеуш К. приехал в Ригу, чтобы открыть счета для бизнеса. Речь идет о 1,2 млн долларов США, принадлежавших Тадеушу К., и 1,8 млн долларов США его партнера — Николая Г.
Он обратился к банкиру Фролову, который, как понял Тадеуш К., занимается открытием счетов.
Тот произвел впечатление «грамотного, образованного и вызывающего доверие человека» (кстати, так и не удалось получить внятное подтверждение — какой гуманитарный украинский вуз и за какие заслуги выдал «образованному человеку» диплом о высшем образовании. — Телеграф). Фролов предложил российским бизнесменам на время, пока организуются их офшорные фирмы, перечислить деньги на счет его личной компании. Более того, Фролов пообещал инвесторам 7,5% годовых за то, что они «подержат» деньги на счету его фирмы.
Все выглядело чинно — никаких подстав, все же держалось на доверии. А также на выгоде — процентах, которые Фролов пообещал в виде компенсации за то, что деньги лежат на счету его фирмы, — заявил в суде потерпевший.
В 2006 году Тадеуш сообщил Фролову, что ему скоро понадобятся его деньги. И тут...
— В телефоном разговоре Фролов сказал, что у него неприятности, — говорит потерпевший. — Я до последнего не верил, что могу потерять деньги. Звонил ему, тот обещал, что все вернет. Однако потом на звонки просто перестал отвечать, и вскоре выяснилось, что Фролов обманул и деньги украл.
Три дня на размышления
Второй потерпевший — Николай Г. — эту историю полностью подтверждает.
— В 2005 году мы с моим партнером по бизнесу Тадеушем решили осуществить коммерческую сделку, — вспоминал потерпевший. После этого и произошла роковая встреча Тадеуша с Фроловым, и 3 миллиона перекочевали на счет его компании.
Мошенничество Фролова вскрылось в 2006 году, когда Николаю Г. потребовались деньги, и выяснилось, что денег на счете специально открытой для него офшорки нет.
— Мы с Тадеушем связались с Юрием Фроловым, и он сказал, что проблемы с перечислением через несколько недель будут решены. Но так ничего и не сдвинулось с места. Мы выяснили, что деньги из компании Фролова на наши офшорки так и не поступили. После всех этих событий мы написали заявления в латвийскую полицию о факте мошенничества, совершенного Фроловым, — сообщил потерпевший.
Приговор
Процесс по этому делу шел непросто. Два года Главное управление экономической полиции вело тщательное расследование, во время которого Фролов всеми силами пытался уйти от ответственности — отказывался от показаний и очных ставок, на некоторое время покинул Латвию. Затем был затяжной судебный процесс, поскольку обвиняемый неоднократно менял защитников, которым потом приходилось заново знакомиться с материалами дела и т. д.
Итог: суд первой инстанции 25 мая 2010 года приговорил обвиняемого Юрия Фролова к пяти годам и шести месяцам лишения свободы с конфискацией имущества. Суд также постановил взыскать с него 3 млн долларов для возмещения ущерба потерпевшим: 1,2 млн долларов США Тадеушу К. и 1,8 млн долларов США Николаю Г.
29 октября 2012 года Верховный суд приговор изменил в части порядка выплаты денежной компенсации.
Тюремный срок для Юрия Фролова остался тем же — 5 лет и 6 месяцев. Однако деньги на счетах других фирм Юрия Фролова были признаны преступно нажитыми, на них наложен арест и они по решению суда поровну должны быть перечислены потерпевшим в качестве компенсации.
Будет ли обвинение подавать кассацию, решится после того, когда будет готов полный текст приговора, — сообщила пресс-представитель Генпрокуратуры Айга Шенберга.
Открытым остается вопрос о том, куда Фролов дел оставшуюся часть украденных у российских бизнесменов денег. Да, часть из них обнаружена на счетах его фирм, часть — вложена, а потом арестована в виде недвижимости и автомашин. Однако судьба большей части похищенного остается неясной.