Продажа санатория «Кемери» Юрмальской думе без аукциона противоречит требованиям правовых актов и интересам кредиторов. Об этом заявляет в письме Юрмальской думе адвокатское бюро Raidla Lejiņš&Norcous, которое уполномочено представлять в Латвии интересы распорядителя наследством скончавшегося владельца Ominasis Latvia Омара Салиха Аль-Хамди.
В письме адвокаты просят пересмотреть решение о продаже санаторного комплекса без аукциона по стоимости принудительной продажи объекта.
Как заявляют адвокаты, это не только противоречит закону о неплатежеспособности, но и нарушает ст. 105 Конституции о праве на собственность, так как «Кемери» фактически экспроприируется без справедливой компенсации его владельцу. Если санаторий будет продан Юрмальской думе, администратор наследства Аль-Хамди будет вынужден подать в суд, чтобы обеспечить защиту интересов его наследников.
Адвокаты напоминают, что вложения инвестора в санаторий «Кемери» составили почти 10 млн латов, поэтому его продажа за 3,9 млн латов плюс НДС противоречит нормам закона о неплатежеспособности, которая гласит, что собственность должника должна быть продана по максимально высокой цене.
Адвокаты указывают, что интерес к санаторию уже проявили 19 новых потенциальных инвесторов, и это свидетельствует о том, что продать его можно по значительно более высокой цене. Это позволит не только выполнить требования кредиторов, но и частично компенсировать вложения прежнего инвестора. В то же время продажа санатория Юрмальской думе не покроет даже половины требований кредиторов. В связи с этим адвокаты просят пересмотреть решение о продаже «Кемери» Юрмальскому самоуправлению.
»Палки в колеса» от Минфина
У Юрмальской думы возникли препятствия и с другой стороны — Минфина, который обещал кредит на покупку. Совет по контролю за займами и поручительствами самоуправлений вчера рассмотрел заявку Юрмальской думы о получении финансирования в размере 4,67 миллиона латов. По его итогам на домашней странице министерства появилось сообщение: Юрмальская дума сможет получить заём на приобретение «Кемери» на определенных условиях, если выполнит «домашнее задание».
По решению Совета, Юрмальская дума сможет получить деньги от Госкассы только после того, когда здание санатория будет освобождено от всех отягощений — на здании «висит» залог в коммерческой структуре.
Кроме того, Юрмальской думе придется оценить риски, упомянутые представителями арабского инвестора — грозят ли Латвии проблемы, в связи с правами наследников и невыполнением требований кредиторов.
Самоуправлению также придется предоставить информацию о финансировании, на которое оно собирается в дальнейшем содержать «Кемери». Совет хочет быть уверенным, что дума справится своими силами.
Дума в недоумении
«После Совета появились сомнения о реальности того, что Юрмальская дума получит финансирование», — указано в сообщении Юрмальской думы, которое было распространено вчера после заседания Совета.
Мэр Юрмалы Гатис Трукснис подчеркивает, что на заседании дума предоставила обширную информацию о целях запроса и возможностях самоуправления в спасении «Кемери».
— Заседание прошло в позитивном и конструктивном ключе, поэтому мы были уверены, что наш запрос в государственном масштабе будет поддержан. Единственное, что нужно было сделать думе, это внести уточняющую информацию, что мы и планировали сделать на текущей неделе. Однако после заседания на домашней странице Минфина появилась информация, не соответствующая тому, что говорилось. Фактически думе дали «домашнее задание», которое может быть в компетенции государства или других учреждений, но не Юрмальской думы, — считает мэр.
На заседании одной из важнейших проблем было признано обращение представителей наследников. Однако Юрмальская дума сейчас не видит никаких основания для отмены сделки.
— Недоумение вызывает сообщением Минфина, что Юрмальская дума должна оценить упомянутые в письме адвокатов риски. Мы считаем, что такая оценка — обязанность государства, но не думы, — говорит Гатис Трукснис.
Он добавляет, что согласен с условием о покупке «Кемери» только при освобождении от всех отягощений. По его словам, Юрмальская дума всегда придерживалась такой же позиции.
— Однако освобождение недвижимости от отягощений — это обязанность администратора неплатежеспособности. Поэтому считаем некорректным указывать это как «домашнее задание» для Юрмальской думы.
В течение неделе овет получит письменное подтверждение, что Юрмальская дума сможет обеспечить необходимое финансирование на содержание и консервацию комплекса из своего бюджета. Уже в этом году самоуправление на эти цели выделило 236 000 латов.
«Кемери» решили продать
Напомним, 17 июля кредиторы неплатежеспособного Ominasis Latvia единогласно согласились продать комплекс санатория «Кемери» без объявления аукциона Юрмальской городской думе.
Стоимость принудительной продажи комплекса санатория «Кемери» и относящегося к нему движимого имущества неплатежеспособного Ominasis Latvia составляет 4,6 млн латов. К этой сумме еще добавится налог на добавленную стоимость в размере 765,6 тыс. латов.
Кредиторы сочли продажу санатория Юрмальскому самоуправлению наиболее приемлемым вариантом, так как содержание такой собственности требует крупных средств, приближается зима, и необходимы средства для восстановления отопительной системы здания. Кроме того, санаторий является культурно-историческим объектом.
Пропавший инвестор
Принадлежащая недавно скончавшемуся арабскому шейху Омару Салеху аль-Хамди Ominasis Italia (латвийская «дочка» была учреждена позднее) купила санаторий 14 лет назад и все эти годы получала претензии в связи с невыполнением условий приватизации, слишком медленной реконструкцией и недостаточным инвестициями. Также фирма многократно участвовала в судебных тяжбах.
До 2009 года Агентство приватизации никаких жестких мер в отношении Ominasis Latvia не предпринимало, а теперь и не может, так как три года назад было получено заключение аудиторов о том, что хотя и с опозданием, но инвесторы вложили в санаторий обещанные 10 млн латов. Госучреждения также разводили руками: да, реконструкция «Кемери» так и не была завершена, но никаких видимых повреждений зданию не причинено, и зимой санаторий отапливается.
Однако летом прошлого года стало понятно: инвестор просто сбежал из страны. Представители Ominasis Latvija бесследно покинули свой офис в Риге — после них осталась лишь кипа бумаг, а санаторий был брошен на произвол судьбы без какой-либо охраны. Сейчас легендарный санаторий пришлось перенять самоуправлению.