Криминальные мигранты заполонили сводки происшествий в России. По сравнению с прошлым годом количество преступлений, совершенных иностранцами, в том числе жителями бывшего СНГ, возросло по стране почти на 20%. А в Московском регионе — так и на все 30. Причина ясна: кризис. Останавливаются стройки, закрывается торговля, сотни приезжих выкинуты на улицу... Об этом пишут «Известия». Ниже — несколько цитат из расследования газеты об этом.
«Понаехали тут»
По выходным мы с женой затовариваемся — магазины, рынок, то-се. Перед тем как загрузить пакеты с продуктами в лифт, выкладываем их из багажника на скамеечку перед подъездом. Тащим очередную партию сумок — и тут прямо на наших глазах к скамейке подбегает смуглый паренек, хватает пакет побольше — и бежать.
— Стой! — обалдев от неожиданности, заорал я и кинулся в погоню.
Похититель бросил пакет, а я, удовлетворившись этим, не стал его преследовать.
Как оказалось, типичная для современной Москвы картина. У коллеги-»известинца» Антона Заритовского случай посерьезнее. Недавно он едва не стал жертвой двух «ближних иностранцев». Но вместо того, чтобы тихо-мирно отдать мобильник, как его об этом просили, не отличающийся атлетизмом Антон дал отпор грабителям. Одного завалил и удерживал, пока не подоспела невесть как оказавшаяся рядом патрульная машина, а другого догнал кто-то из милиционеров.
...Примечательно, что динамика гостевой преступности почти точь-в-точь отражает динамику развития кризиса. Пессимистические экономические результаты в начале года — и результат: за первые 4 месяца преступность среди выходцев из бывшего СССР возросла по сравнению с прошлым годом на 50%! При том, что общее число правонарушений за это время выросло только на 2%. Экономическая ситуация стабилизировалась — и гастарбайтеры несколько остыли. Но показатели за минувшие 7 месяцев все равно ошеломляют: рост преступности среди мигрантов составил 20%, а в Московском регионе — все 30.
— В подавляющем большинстве это мелкие кражи, — подтвердил наш с коллегой личный опыт начальник Управления информации и общественных связей ГУВД по Московской области Евгений Гильдеев. — Вот вам из свежих сводок. Гастарбайтер из Грузии таскал из пустующих дач в Сергиево-Посадском районе что под руку попадет. А вот украинский любитель дармового сала — попался на краже поросенка из свинарника...
Типичный портрет преступника-гастарбайтера — 30-летний житель Узбекистана, Таджикистана, Украины или Молдавии (эти республики именно в такой последовательности вносят наибольший «вклад» в гостевую преступность).
Кинутые на зарплате узбеки вырезали всю семью
На днях в Узбекистане были задержаны двое граждан этой страны, несколько месяцев назад расправившиеся в Подмосковье с целой семьей. Об этом преступлении много писали. «Известия» выяснили истинные его мотивы.
Ранним утром 5 мая около села Губино Воскресенского района был обнаружен джип «Хендэ Санта-Фе», а в нем три трупа — мужской и два женских. Все они были задушены, а женщины перед смертью еще и жестоко изнасилованы.
— Даже опытные следователи и криминалисты были в шоке от увиденного, — сказала «Известиям» пресс-секретарь управления СКП по Московской области Юлия Жукова.
Позже выяснилось, что это семья местных предпринимателей — супруги Василий и Наталья Лазаренко и их 18-летняя дочь Анна. Вместе с погибшими пропали и двое рабочих — Гайрат Янгибоев и Али Мирзаев. Узбеки строили семье Лазаренко новый дом — туда родители собирались переселять выросшую дочь. На гастарбайтеров первым делом и пало подозрение.
Поначалу следователи думали, что причиной расправы стало банальное ограбление — из дома исчезли дорогие вещи и драгоценности. Не исключалась и любовная подоплека — по показаниям соседей, один из гастарбайтеров проявлял интерес к хозяйской дочери. Однако правда оказалась проще и страшнее.
Кризис больно ударил по бизнесу Лазаренко. По отзывам односельчан, в последнее время глава семейства все чаще говорил о финансовых проблемах. У одного из соседей занял 3 тыс. долларов. Искал покупателя на скутер. Продал и один из своих автомобилей — полученные деньги какое-то время хранил дома.
Однако гастарбайтерам Лазаренко не платил. Возможно, считал, что те требуют слишком много, а может быть, у него были более серьезные кредиторы — сейчас уже не выяснить.
— Рабочие несколько раз напоминали хозяину о расплате, но всякий раз тот отвечал: «Нет денег», — рассказывает Юлия Жукова.
То ли дочь Анна проговорилась своему ухажеру, что деньги у родителя все же имеются, то ли сами гастарбайтеры видели их в доме, а может, они просто потеряли терпение и решили отомстить хозяину. Но в ночь на 5 мая работники ворвались в дом и расправились с семьей бизнесмена. Захватили все, что представляло хоть какую-то ценность — компьютеры, фотоаппараты, золотые украшения, и погрузили в хозяйский джип. Не нашли только денег! В надежде выведать, где они спрятаны, несчастную семью запытали до смерти, но денег в доме действительно не было. Видно, Василий Лазаренко уже заплатил их кому-то другому...
Тела убитых загрузили в машину, чтобы закопать неподалеку в карьере. Но на ночном проселке джип напоролся на бревно и напрочь заглох. Убийцы бросили машину. В ней же оставили и крупные вещи, которые могли бы затруднить отход, — магнитофоны, компьютеры. С собой взяли только несколько фотоаппаратов, мобильные телефоны и украшения — всего не более чем на 150 тыс. рублей.
Убийц объявили в международный розыск и задержали в Узбекистане. Один из них уже сознался в преступлении...
Меры: как будут бороться с приезжими
Остановить этот поток, прицельно выбивая его организаторов, — одно из направлений в комплексе антикриминальных мер, которые были предложены на недавнем межведомственном совещании по противодействию преступности мигрантов и совершенствованию миграционной политики. Это предложение прозвучало из уст главы СКП Александра Бастрыкина. Кроме того, он предложил разработать законопроект о том, чтобы при въезде в Россию иностранцы сдавали бы свои биологические образцы (ногти, волосы или анализ крови — для идентификации по ДНК) и оставляли отпечатки пальцев. А если иностранец попадется на чем-то противозаконном, то привлекать к ответственности не только его, но и тех, кто выдал ему приглашение, и даже работодателя, у которого он трудился.
Отметилась и Федеральная миграционная служба, поделившая иностранцев на желательных и нежелательных. Согласно новой ведомственной инструкции, нежелательные иностранцы — а к ним отнесены не только нелегальные мигранты, но и лица, «представляющие реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, общественному порядку и здоровью населения», — будут выдворяться по личному решению главы ФМС Константина Ромодановского....
Однако все эти меры представляются не более чем кампанейщиной и вряд ли всерьез повлияют на ситуацию. Потому что слишком много бизнесменов и должностных лиц в России кормится вокруг нелегальных мигрантов. Это и участковые, которые дерут по паре тысяч рэ в месяц с каждой «гастарбайтерской» квартиры. И хозяева фирм, которые даже в бюджетных строительных проектах используют труд нелегалов. И многочисленные дельцы, предлагающие регистрацию в обход ФМС, — только плати. Вот почему организаторы нелегального трудового фронта еще долго останутся неуязвимыми. Тем более в кризис — когда деньги особенно в цене.