"У нас нет кварталов с потомственными иждивенцами из стран третьего мира на пособиях", — подчеркивают они. Как мы поняли, «лондонский» фактор отчасти усилит позиции Visu Latvijai! на выборах.
Госполиция: спонтанные бунты возможны
По словам начальника Госполиции Инта Кюзиса, силовики не исключают «спонтанных бунтов» в Латвии. В стране продолжается кризис, часть молодежи настроена весьма «нервно».
Глядя на акции протеста в Лондоне, которые вылились в погромы, латвийским жителям необходимо помнить, что подобное может произойти в Латвии в любой момент, — считает он.
— До погромов 13 января мы тоже думали, кто такое невозможно в нашей стране — «тихой Латвии»... Такие вещи всегда происходят в связи с социально-экономическими проблемами. Если совпадут несколько факторов, то и у Латвии могут начаться такие же проблемы. Что это за факторы? К примеру, ухудшение социального положения, новые урезания и какое-нибудь неправильное решение правительства или чье-то высказывание. Сейчас в Латвии ситуация довольно напряженная — люди напуганы и не знают, чего им ожидать.
Готова ли Латвия к таким стихийным погромам? Г-н Кюзис считает, что «силовики» готовы.
— Полиция из событий 13 января извлекла большой урок. Теперь на всех мероприятиях, где возможны какие-то конфронтации, вы видите очень много полицейских. И это не потому, что нам нечем заняться. Мы готовы обеспечивать порядок. В случае чего, мы знаем, как действовать, в том числе и тактически.
ПБ: роста радикальных движений нет
Однако от «стационарных» политических групп силовики, судя по всему, особых угроз не видят.
Так, в отчете за 2010 год — то есть в разгар кризиса, Полиция безопасности (ПБ) констатировала: активность радикальных организаций и движений в Латвии по сравнению с предыдущим годом не выросла.
Прослеживались те же тенденции, что и накануне: стремление к вовлечению в политическую деятельность, особенно в контексте парламентских выборов, а также попытки расширить круг сочувствующих из малообеспеченных слоев населения. «Однако расширять свою деятельность этим организациям мешает недостаточное финансирование, небольшое количество сторонников, а также слабая идеологическая и организационная база», — констатировала ПБ.
Недостаток ресурсов эти организации пытаются компенсировать через проведение провокационных акций, с помощью которых можно привлечь внимание масс-медиа и обеспечить рекламу своей деятельности. ПБ также отметила, что правые радикалы пытаются консолидироваться или сотрудничать с похожими организациями, в том числе и зарубежными.
Отмечена была и такая тенденция: в среде русскоговорящих латвийцев наблюдаются признаки формирования нового поколения сторонников идеологии скинхедов.
—Такую тенденцию Полиция безопасности видит, исходя из конкретных уголовных процессов, — заявила Телеграфу помощница начальник ПБ Кристине Апсе-Круминя. — Отчасти виновато влияние в Интернете — происходит некая популяризация правых идей.
Отдельные праворадикальные движения проводили мероприятия, направленные на увеличение количества членов организации, а в кругу сторонников продолжали распространять идеологию антисемитизма.
В прошлом году ПБ начала шесть уголовных процессов в связи с сознательным разжиганием национальной или расовой вражды, которым по идеологическим причинам занимались экстремистски или радикально националистически настроенные лица. Что в целом немного.
Райвис Дзинтарс: «Правые будут в выигрыше»
На просьбу прокомментировать лондонские погромы основатель и лидер праворадикальной партии Visu Latvijai! Райвис Дзинтарс заявил Телеграфу следующее:
— У таких событий, как правило, нет одной причины. Обычно речь идет о совокупности множества обстоятельств. К примеру, социальная несправедливость и неудовлетворенность, которые вызывают в человеке протест. Должно быть определенное психологическое состояние, воспитание, должна сложиться определенная ситуация, когда люди готовы пересечь некую красную линию. Прогнозировать совпадение всех этих факторов крайне трудно. Теоретически, произойти может все и всегда. Но, принимая во внимание латвийский менталитет, хочется думать, что 13 января — это была высшая «точка бунта», которую Латвия могла бы пережить. Но это если говорить о нормальных обстоятельствах... Конечно, есть моменты, когда политики не думают о реакции общества, демонстрируют довольно циничное отношение к людям. Тогда, теоретически, мы можем ожидать все, что угодно. Впрочем, когда беспорядки перерастают в мародерство, пропадает политический аспект.
Корр.: — Однако в Сети уже высказываются идеи, что Брейвик-то не так уж был неправ... Лондон сейчас громят «выходцы из стран Африки и Карибского бассейна».
— Не может быть убийца и маньяк прав. Не думаю, что стоит анализировать его политические взгляды, так же как и музыку, которую он слушал, чтобы сделать вывод: «Именно это привело его к тому, что он стал маньяком».
Что касается иммиграции, неоспоримый факт, что единое общество – безопаснее. То общество, которое опирается на единые ценности, единую культуру, взгляды, традиции, – спокойнее, жить в нем дешевле и выгоднее материально. В этой связи это определенный вызов к тому, чтобы в будущем мы могли говорить об общих латвийских ценностях, общей идентичности, которая объединила бы как можно больше жителей страны...
В целом, по совокупности факторов, в том числе и «лондонского», Райвис Дзинтарс не сомневается: грядущие выборы пройдут для латышских правых успешно:
— Мы сделали все, чтобы свое представительство в Сейме удвоить, так что думаю, мест будет даже больше 15, — заявил нам г-н Дзинтарс. — Мы активно работали все последние 8 месяцев. Выполняя то, что у нас было в программе, даже находясь в оппозиции. Так что к перевыборам мы подготовились — дорогостоящие рекламные кампании, скорее всего, не понадобятся. Мы в результате уверены.
Своих избирателей и соратников Райвис Дзинтарс описывает так:
– Это люди разных социальных слоев, возрастов. Преобладают молодые люди. Впрочем, поддерживают нас и пожилые — те, кто пережил времена первой независимости, Улманиса. Довольно определенно можно сказать, что по национальности абсолютное большинство — это латыши. Если говорить о занятиях, то это совершенно разные группы: есть бизнесмены, ученики, студенты, докторанты, магистранты. Процент безработных — довольно небольшой.
Подследственный Иесалниекс: «В Лондоне нет политических лозунгов»
В последнее время имя активиста Visu Latvijai! Яниса Иесалниекса на слуху в связи с проверкой, начатой ПБ по его комментариям норвежской трагедии. А именно: «Жертвы в Норвегии целиком лежат на совести мультикультуралистов — их политика исламизации привела к тому, что у кого-то просто «крыша поехала», — написал политик в своем микроблоге. После чего заместитель председателя парламентской фракции объединения «Центр согласия» Валерий Агешин обратился с заявлением в ПБ: он просит проверить, нет ли здесь признаков разжигания межнациональной розни. И такую проверку ПБ начала в минувшую среду.
Сам Янис Иесалниекс вскоре после того, как на его сообщение последовала острая реакция, распространил заявление, в котором указал: для стрелка из Осло не может быть оправданий. «Убийца из Осло — больной человек, который своей безжалостностью и бесчеловечностью наказал и себя тоже. То, к осознанию чего я призвал в своей записи в Twitter, — это, что террористы зачастую появляются из-за социальной несправедливости. Это почва, способствующая возможности таких несчастий. И уничтожающий национальную идентичность мультикультурализм, конечно, тоже может быть одним из примеров такой социальной несправедливости», — написал Иесалниекс.
После всего ажиотажа он решил не баллотироваться в Сейм 11-го созыва и добровольно покинул правление партии. Однако остался в качестве ее активиста. О возможных всплесках экстремизма и своем деле он сообщил Телеграфу следующее:
— Я был в ПБ, дал свои пояснения. Никакого решения, к примеру, о закрытии дела, пока не получил.
По его словам, он пока не в курсе, как быстро пройдет проверка. Однако делает прогноз: дело кончится ничем.
— Судя по характеру всей встречи, не думаю, что у дела будет какое-то продолжение. Скорее всего, дело закроют.
Корр.: — Однако в этой связи интересно было бы услышать ваше мнение по поводу лондонских погромов. Возможно ли что-то подобное у нас?
— Ситуация в Лондоне в коре отличается от латвийской. В Лондоне есть люди, которые поколениями живут только на пособия. Это и местные англичане, и иммигранты. Они привыкли к этому образу жизни. В Латвии ничего подобного нет. Латвия просто не такая богатая страна, которая могла бы позволить себе платить людям пособия, которые из поколения в поколение не работают и живут только за счет государства. Мое мнение такое: эти беспорядки происходят из-за того, что людям нечего делать, они ввязываются в криминальные банды, находят какой-то предлог и, можно сказать, развлекаются таким образом. Думаю, что в Латвии ничего подобного невозможно... Я не вижу, что у этих вандалов есть какая-то политическая позиция. Никто этого не высказывал.
Ольга Хаменок, Игорь Ищук