О том, что представленные в Регистр предприятий документы были поддельными, свидетельствует проведенная Государственным бюро судебных экспертиз проверка. И хотя предприятию нанесен ущерб, оно продолжает деятельность, а настоящий владелец пытается исправить ситуацию.
Как уничтожали бизнес
Возможно незаконная смена владельцев и правления ООО «Целтниецибас материалу центрс» произошла в августе прошлого года. В Регистр предприятий были представлены документы с поддельными подписями о выводе прежнего члена правления Дайниса Кейданса и о назначении на его место в состав правления Вилмара Богданова с правом самостоятельно представлять предприятие. Поскольку государственный нотариус не должен проверять, имеют ли юридическую силу представленные в Регистр предприятий документы, то все изменения были зарегистрированы.
В базе данных «Лурсофт» видно, что Богданов как член правления свободно действовал с 23 августа по 30 сентября, до того момента, пока главный государственный нотариус Регистра предприятий не принял решение о том, что он не признается членом правления общества, так как указанная запись сделана на основании поддельных документов.
Связавшись с Кейдансом, газета «Курземес вардс» выяснила, что экспертизу о подделке документов он проводил за свой счет. «Хорошо, что так», – сделал вывод он, потому что решение об изменениях в Регистре предприятий можно обжаловать в течение одного месяца. Полиция только в декабре пришла к тому же заключению – что документ поддельный, то есть несколько месяцев спустя. Если бы Кейданс не начал действовать, возможно, в данный момент ситуация была бы более безнадежной. Экспертиза обошлась ему в 93 лата.
Как свидетельствует справка из Регистра предприятий, до 2000 года Богданов на предприятии ЦМЦ был участником – владельцем 8 частей капитала. Но не членом правления. После 2000 года у него уже не было никаких отношений с предприятием, подтвердил Кейданс.
«Конечно, произошедшее оставило свой след, – признался Кейданс. – Бизнесу нанесен существенный урон, предприятие лишилось основных средств, приносящих прибыль». Он рассказал, что в период, пока Богданов незаконно правил ЦМЦ, были заключены неблагоприятные договоры в пользу принадлежащих ему предприятий Balex Metal Kurzeme и «Видага». И хотя имеется решение главного государственного нотариуса Регистра предприятий, подтверждающее, что лицо, заключившее договор, право подписи получило путем мошенничества и подделки, отменить заключенные договоры можно только по решению суда. А, как известно, судебный процесс может тянуться годами.
Вначале была предпринята попытка выдворить Д.Кейданса из помещений на ул. Бривибас, 25, где находится магазин предприятия ЦМЦ. Он этому требованию не подчинился. Примечательно, что в этом же здании работает и В.Богданов, и оба изо дня в день встречаются... По словам Д.Кейданса, В.Богданов подрывает репутацию его предприятия, рассказывая поставщикам, что ЦМЦ не сможет рассчитаться за товары, и предлагая прервать сотрудничество. Однако, вопреки всем попыткам, ЦМЦ продолжает работать. «Понемногу выбираемся их ямы», – описывает нынешнюю ситуацию Д.Кейданс. На вопрос, почему он продолжает бороться, а не махнул на все рукой, Д.Кейданс ответил, что это касается не только его. Если он сдастся, пострадает большое количество кредиторов, а также 10 работников предприятия. К тому же это не в интересах всего общества.
Раздражает медлительность
Кейдансу непонятно, почему расследование, проводимое полицией, тянется так медленно. Было бы понятно, если бы не было известно, кто виновен. Однако при подаче документов в Регистр предприятий нужно предъявить удостоверяющий личность документ. «И по закону податель, в этом случае Богданов, отвечает за содержание документов», – указывает Кейданс.
То, что сотрудничество с представителями полиции будет не слишком успешным, Д.Кейданс понял уже в самом начале, потому что на его предложение наложить арест на недвижимость и транспортные средства предприятия, чтобы с ними ничего нельзя было сделать, последовал ответ: это будет решаться в досудебном расследовании уголовного процесса. Д.Кейданс считает, что это нужно было сделать сразу. «Нажали на тормоза и смотрим, что там происходит. Не просто так же человек семь дней проводит в полиции, практически ночуя там, и поднимает тревогу!» – возмущен «оперативными» действиями стражей правопорядка потерпевший. Арест был наложен только 29 сентября. После того, как наиболее ценная собственность уже была переписана… Хотя еще 16 сентября Д.Кейданс представил полиции результаты экспертизы, проведенной на собственные средства.
«Тупик. Что-то обещают, отговариваются, никаких ответов не дают», – так он характеризует сотрудничество со стражами правопорядка в настоящий момент.
Он также очень разочаровался в государственных законах, ведь получается, что любой может взять и переписать крупное предприятие на себя. «Лишние затруднения для честных предпринимателей», – так объясняют, почему не вносятся изменения в прежнюю систему, например, введение требования, чтобы, как в этот раз, при изменении имущественных прав присутствовали оба лица лично или чтобы была нотариально подтвержденная подпись. «Чувствую себя бесправным», – признает Д.Кейданс.
На вопрос, каковы могли быть причины подобных действий В.Богданова, Д.Кейдансу было трудно ответить. Маловероятно, что корыстолюбие. Возможно, к этому вынудило существующее экономическое положение, так как В.Богданов вовлечен во многие процессы неплатежеспособности, имеются и долги. «Да, я пытался поговорить, но безуспешно», – нынешние отношения между обоими характеризует владелец ЦМЦ. На вопрос, зачем он так поступил, В.Богданов ответил, что ему терять нечего и что если нет у него, то пусть не будет и у Д.Кейданса. «Это единственная мотивация, которую мне удалось услышать», – сказал пострадавший.
Примечательно, что в последний день, 29 августа, перед тем как было принято решение и уже было сообщено, что В.Богданов является подозреваемым, была переписана недвижимость на принадлежащие ему предприятия. Это наводит Д.Кейданса на мысль о целенаправленной деятельности.
Когда редакция созвонилась с В.Богдановым, разговор был коротким. Он, мол, не может ничего комментировать, так как не понимает, о чем мы говорим. «Я не знаю, что они вам рассказали. У каждого что-то свое», – пояснил В.Богданов. А представленные в Регистр предприятий документы ему дал сам Д.Кейданс, подробнее он ничего не может рассказать. «Сейчас ведется следствие, и тогда будет видно, кто виноват», – сказал В.Богданов. От него мы узнали, что и против Д.Кейданса возбуждено дело о предоставлении ложных сведений. Но сам руководитель ЦМЦ был поражен, услышав это. «О том, что против меня возбуждено дело, мне ничего не известно», – сказал он. Знает лишь то, что в уголовном процессе он признан пострадавшим. «Это версия защиты. Уже одна только подделка подписи является уголовным преступлением, а целенаправленное использование полученных путем мошенничества прав – это особо тяжкое преступление».
Число обманутых растет
Как оказалось, в Латвии таких случаев – неэтичного, а порой и противозаконного перенятия предприятий – становится все больше. И для Лиепаи это никакое не новшество, – подтвердили редакции специалисты, к которым мы обратились. Такие действия даже получили название – рейдерство. Лицо, которое с помощью поддельных документов становится хозяином чужой собственности и затем по своему усмотрению распоряжается приобретением, в случае, когда его законно удается остановить, называют рейдером. Самыми лакомыми предприятиями для них являются те, которым принадлежит что-то ценное – земля, здания, находящиеся на счетах деньги. Риску рейдерства особенно подвержены те предприятия, между акционерами которых имеется конфликт.
Недавно министр юстиции Гайдис Берзиньш обратился к самостоятельно действующей рабочей группе по разработке поправок к Коммерческому закону, чтобы были разработаны решения по предотвращению или по крайней мере уменьшению возможности рейдерства предприятий. Потому что в последнее время поступает все больше жалоб как от Регистра предприятий, так и от государственной полиции о случаях противозаконного перенятия частей капитала (акций) предприятий. Возможно, уже с 1 июля этого года изменение владельцев обществ капитала должен будет заверять присяжный или государственный нотариус, или же при помощи имеющейся электронной подписи, что позволит если не предотвратить, то по крайней мере уменьшить возможности рейдерства предприятий. Многие такой поворот считают положительным, потому что о проблеме рейдерства говорится много, но до конкретных мер дело так и не дошло.
Референт по проектам коммуникаций Регистра предприятий Эвия Ивдра сообщила, что в 2011 году получено 352 заявления от лиц о возможных признаках фиктивности на предприятии. Все они были перенаправлены правоохранительным органам для проверки. Лица указывают, что при помощи поддельных документов в учреждение представляются ложные сведения – они якобы купили или продали доли капитала, согласились или отказались от должности члена правления или дали свое разрешение регистрировать в своей собственности юридические адреса. Примерно в третьей части случаев лица указывают, что документы подделаны, возможно, потому, что у них был украден или утерян паспорт.
В регистре предприятий не смогли сказать, были ли в Лиепае еще какие-то случаи, связанные с поддельными документами, потому что подобный учет не ведется. «Статистика единая. Могу лишь сказать, что случаи, когда незаконным образом у владельцев отнимали фирму, немного», – сказала представительница регистра.
Будут расследовать, сколько потребуется
Как мы узнали, в Курземском региональном управлении Государственной полиции зарегистрирован тот факт, что в августе в Лиепае на ул.Бривибас владелец и член правления ООО констатировал, что без его ведома в Регистр предприятий внесены изменения. Помощник начальника Курземского регионального управления государственной полиции Иоланта Книсе информировала, что начат уголовный процесс по ч.3, ст.177 Уголовного закона о мошенничестве в крупных размерах. За это наказывают лишением свободы на срок от 5 до 13 лет или штрафом до 150 минимальных зарплат с конфискацией или без конфискации имущества, с контролем полиции на срок до 3 лет или без контроля.
«Имеется лицо, к которому применен статус подозреваемого», – сказала И.Книсе, не назвав имен, так как следствие еще продолжается. На вопрос, почему оно ведется так долго и почему подозреваемому еще не предъявлено обвинение, хотя доказательства, подтверждающие его вину, очевидны, И.Книсе ответила, что вопрос о том, достаточно ли доказательств, чтобы следствие могло считаться завешенным, является компетенцией прокурора, следящего за процессом, а следствие «будет продолжаться столько, сколько потребуется для принятия соответствующего решения». Представительница полиции добавила, что все это дело вовсе не столь простое и однозначное. «Я не могу ни комментировать, ни подтвердить, ни отрицать информацию, потому что это не позволяет следствие», – сказала И.Книсе о том, возбуждено ли дело против Д.Кейданса.