У фирмы Mateks своя версия: посторонние люди с помощью фиктивных договоров пытаются помешать им перенять собственность.
Наручники, перцовый газ...
По версии жильца, к нему отнеслись как к преступнику. Хотя он даже не участник долгового спора — просто снял квартиру.
Вот что рассказывает один из свидетелей конфликта — друг пострадавшего жильца Оскара Шперса: однажды охранники, применив грубую силу, ворвались в спальню, где в это время находился квартиросъёмщик с беременной женой, и сломали последнюю дверь. После чего начался демонтаж окон.... Более того, в доме без согласия жильца были заменены входные замки и сняты все внутренние двери, включая туалетно-ванные.
Жилец вызвал полицию и попытался выйти на улицу, чтобы открыть им ворота. В это время на него набросились двое охранников, пытаясь надеть наручники. Следом присоединились ещё трое, завязалась борьба на снегу с применением перцового газа.
В один из дней, когда супруга мужчины вместе с ребёнком уже находилась в другом месте, охранники заменили железную дверь, перестав пускать жильца вовнутрь. До этого же они фактически заточили мужчину в четырёх стенах, не пуская к нему гостей. Лишь приехавшие по его вызову полицейские обязали охрану пустить людей внутрь.
За 12 дней полицейских пришлось вызывать 14 раз. Этот террор начался 18 февраля 2013 года, когда к жильцу в сопровождении судебного исполнителя (он представился «Гатисом»), явился представитель фирмы Mateks с полицейским и двумя охранниками, чтобы осмотреть жилище. Позже ушли все, кроме охраны.
Что еще существенно: пострадавший жалуется, что помощь ему оказывала лишь муниципальная полиция, в то время как сотрудники Госполиции предпочли не вмешиваться.
— Я не выступаю против того, что это имущество принадлежит фирмы Mateks, но можно же было решить вопрос мирным путём, не применяя эти «бандитские методы», — говорит жилец.
Mateks: «Это жилец на охранника бросился с ножом»
У фирмы Mateks своё видение ситуации. Как в разговоре с нами пояснил юрист фирмы Армин Страуме, это кредитору впору считать себя жертвой.
— Компания Mateks пришла перенимать собственность. Не просто так — с судебным исполнителем при наличии акта о введении в собственность. Да, пришлось попросить присутствовать охрану, потому что один инцидент уже был: жилец Шперс бросился на охранника с ножом. Об этом представитель охранной фирмы написал заявление в полицию, но оно пока только в стадии рассмотрения.
«Внимание» полиции к жалобам г-на Шперса и отсутствие внимания на жалобы противоположной стороны г-н Страуме объясняет просто:
— У Шперса родственник — скорее всего отец — в полиции работает. Поэтому, к примеру, в минувшую пятницу работник полиции заявила нам (официальному собственнику квартиры!): если к жилью кто-то приблизится, он будет задержан на 48 часов. Это же неслыханно! Какая разница, имеется ли в квартире съемщик (хотя мы его права не признаем), но ведь Mateks — официальный собственник, который перенял квартиру после аукциона.
»Брачно-арендный» договор
Представители фирмы Mateks поясняют: владельцем квартиры на ул. Мейю, 22, являлся Алдис Мастейко. Он её заложил в компании Mateks Credit в 2008 году. Супруга Алдиса Ия Мастейко против этого не возражала и оформила согласие нотариально.
— Уже тогда по договору о залоге Мастейко не имел никаких прав что-то делать с этой квартирой, — подчеркивает г-н Страуме.
Однако внезапно через пару лет всплыло, что якобы за 21 день до получения кредита, супруги заключили договор о найме. Жилье Алдис Мастейко сдал своей супруге на срок до 31 января 2029 года. В свою очередь, Ия Мастейко 15 августа 2010 года сдала квартиру нынешнему жильцу Оскару Шперсу.
— Вот чего уж точно она не имела права делать. Даже в Земельной книге было прописан запрет на любые отягощения жилья.
Подлинность всех этих договоров у кредитора вызывает большие сомнения. Почему? В договоре между супругами Мастейко, к примеру, включены весьма странные пункты. Так, если договор разрывается до срока, владелец квартиры обязуется выделить жильцу равноценную жилплощадь, заплатить 10 000 евро и вернуть деньги, вложенные в ремонт и строительство.
В компании Mateks подозревают: договор супруги заключили не в 2008 году, а уже после того, как начались проблемы с возвратом кредита.
Кстати: Шперсу, по договору субнайма, тоже полагаются льготы, если его договор разрывают досрочно (до 1 августа 2015 года): равноценное жилье и компенсация в размере 3000 евро. Мало того, Шперс, хотя по собственному договору и снимает квартиру вот уже два года, задекларировал там свое место жительства только 21 февраля текущего года.
Все это наводит кредитора на мысль: договоры — фиктивные....
Промежуточный финиш
Сейчас делом занимается Государственная полиция. Под следствием — Mateks и охранная фирма Quant. Им вменяется незаконное силовое выселение квартиросъёмщика.
В данный момент родолжается проверка огромного количества документов, часть из которых, по подозрению полиции, может буть поддельной.
Для справки: чем известны должники
Надо сказать, что сложностям у владельцев квартиры Алдиса и Ии Мастейко было откуда взяться. Это семейство до сих пор вспоминают обманутые дольщики, которые пытаются взыскать деньги за так и непостроенные квартиры жилого комплекса Gulbji.
Дело было в 2006 году, в самый пик строительного бума. Вот как рекламировал в одном специализированном издании проект Gulbji председатель правления ООО Alija-M Алдис Мастейко.
«В рамках нового жилого комплекса мы возведем еще четыре 5—6-этажки, одна из которых разместится внутри квартала. В ней будут как жилые помещения с квартирами от 42 до 138 кв. м, так и бассейн, тренажерный зал, банный комплекс. На охраняемой с помощью видеонаблюдения площадке разместятся баскетбольная, волейбольная и детская площадки. Само строительство комплекса должно быть завершено по истечении 20 месяцев. Но уже на данный момент почти половина квартир в нем зарезервированы».
10% от цены будущей квартиры Алдису Мастейко отдали около 50 человек. Однако объект, который было обещано сдать в эксплуатацию 30 августа 2008-го, даже не начал строиться. Сумма примерно в 200 тыс. латов растворилась в неизвестности.
Части жильцов удалось выиграть свои суды. Были получены исполнительные листы на взыскание имущества Мастейко. Хотя, судя по последним событиям, долги с него взыскиваются с трудом.
Как заявил нам напоследок представители фирмы Mateks Армин Страуме, самого Мастейко, как и его супругу, они давно не видели.