«В Днепропетровске г-на [Игоря] Коломойского привели к власти в качестве губернатора. Ну это просто уникальный проходимец — он даже нашего олигарха [Романа] Абрамовича надул два или три года назад, как говорят у нас в кругах просвещенной интеллигенции, кинул. Заключили сделку, Абрамович перевел ему несколько миллиардов долларов, а тот взял и не довел сделку», — заявил президент Владимир Путин на недавней пресс-конференции, посвященной ситуации на Украине.
Последний транш — он трудный самый
Владелец группы «Приват» Коломойский, чье состояние украинский Forbes в 2014 г. оценил в $2,4 млрд, — третий в списке богатейших бизнесменов Украины. С Абрамовичем (его состояние — $9,1 млрд в 2014 г., по оценке Forbes) он партнер в крупнейшем российском металлургическом холдинге Evraz (в 2013 г. его доля была 2,3%). Коломойский стал совладельцем компании в 2007 г., продав ей металлургические активы на Украине: 99,25% акций ГОК «Сухая балка», 95,57% акций Днепропетровского металлургического завода им. Петровского, 93,74% акций коксохимического завода «Баглейкокс», 98,65% акций «Днепрококса» и 93,83% акций Днепродзержинского коксохимического завода, а также 50% Южного ГОКа (четвертый по размерам железорудный ГОК на Украине). Эти активы для сделки были оценены в $2-2,2 млрд, сообщал Evraz. Коломойский получил за них $1 млрд наличностью и 9,72% акций Evraz. При этом 50% Южного ГОКа досталось основному акционеру Evraz — кипрскому Lanebrook. Через нее Абрамович и основатели сталелитейного холдинга Александр Абрамов и Александр Фролов контролируют Evraz.
Именно из-за истории, развернувшейся вокруг Южного ГОКа четыре года назад, Путин скорее всего и назвал Коломойского «проходимцем», рассказывают два бизнесмена, знакомых с Абрамовичем и его партнерами. Акции Южного ГОКа должны были быть оплачены в несколько этапов. Почти все деньги за акции ГОКа Коломойский получил, остался последний транш, размер которого должен был рассчитываться по «сложной формуле», говорит один из собеседников. На момент окончательного расчета Lanebrook посчитал, что по этой формуле ничего Коломойскому доплачивать не должен. Коломойский считал иначе и требовал доплаты, сказали источники «Ведомостей».
Кончилось тем, что оперативный контроль над Южным ГОКом остался у Коломойского, он управлял предприятием около года, говорит один из собеседников. В итоге Коломойского все же отстранили от управления комбинатом. В апреле 2010 г. наблюдательный совет Южного ГОКа уволил председателя правления Сергея Барабанова, писала днепропетровская газета «Горожанин». В статье Барабанов назван человеком «Привата».
«Предприятие взяли в заложники»
В интервью украинскому отраслевому порталу Ugmk.info в апреле 2010 г. новый председатель наблюдательного совета ГОКа Александр Ластенко заявил, что «предыдущий менеджмент способствовал взятию ЮГОКа в заложники». Группа «Приват», по словам Ластенко, была и крупнейшим кредитором (450 млн грн — $56 млн по среднему курсу 2010 г.), и крупнейшим дебитором (2 млрд грн — около $250 млн) предприятия. Подконтрольные «Привату» структуры также требовали банкротства Южного ГОКа в хозяйственном суде Днепропетровской области.
Пока Коломойский контролировал ГОК, «вся прибыль шла ему», вернуть ее бизнесмен отказался, рассказывают собеседники «Ведомостей». Акционеры Evraz посчитали это нарушением договоренностей, говорят они. По их словам, этот спор стал предметом иска, поданного акционерами Evraz в лондонский суд с целью взыскать с Коломойского недополученную прибыль. В какой именно — Высокий суд Лондона или коммерческий арбитраж, собеседники «Ведомостей» не уточняют. Чем закончилось разбирательство, они не знают...