Онлайн-заведения «вдавили педаль газа в пол»
В Латвии по-прежнему в силе регулирование игорного бизнеса, принятое еще в середине 1990-х, с некоторыми коррекциями. С 2006 года «однорукие бандиты» уже нельзя ставить в любом магазинчике или кафе — только в специальных залах, и строго регламентировано, какие сертификаты должны иметься, какое видеонаблюдение, и т. д. Теперь настали другие времена, говорит Янис Зузанс — владелец сети игорных залов Fēnikss. Налог стал в 10-11 раз выше. А когда-то хозяева автоматов платили всего по 35 латов за каждый. Теперь же пошлина за каждое место для автомата составляет 5172 евро, за карточный стол — 28 тысяч в год.
Но эти меры лишь пополнили казну государства. Игорных залов все еще множество, и время их работы не ограничено. При этом из 300 латвийских заведений половина расположена в Риге. С кризисного для латвийцев 2009 года, когда игорный бизнес тоже «просел», доходы отрасли из года в год только растут. В прошлом году совокупный оборот превысил 307 млн евро. В госказну предприниматели уплатили свыше 80 миллионов.
При обсуждении мер по борьбе с Covid-19 фракция НКП в Сейме предложила закрыть на период ЧС и игорные заведения. Союз «зеленых» и крестьян предложил пойти еще дальше и запретить также онлайн-игры, и депутаты ограничения поддержали. Так Латвия стала единственной в Европе страной, где азартные игры вообще невозможны (легально). Но это вовсе не значит, что игроки послушно сидели и ждали прекращения ЧС. Напротив: они ушли в теневой сектор.
Нелегальным в Латвии считается любой интернет-сайт азартных игр, не лицензированный в стране. Список разрешенных сайтов можно увидеть на домашней странице Инспекции по лотереям и азартным играм, пояснила ее руководитель Сигне Бирне.
Но попытки регулировать игры онлайн оказались войной с ветряными мельницами. Появилось очень много именно онлайн-сервисов такого рода в последние годы, технологии берут свое, пояснила Бирне. А ограничить зарубежные сайты проблематично.
Предполагается, что в прошлом году на долю нелегальных игр приходилась примерно треть всего рынка интерактивных азартных игр — 33 млн евро. И теперь, пока оффлайн-заведения закрыты, в Интернете этот бизнес развернулся во всю ширь.
Сигне Бирне привела статистику: за прошлый год принято 91 решение о блокировке, эти решения переданы кредитным учреждениям и коммуникационным предприятиям, заблокировано 68 доменных имен. За первые пять месяцев 2020 года решений — уже 226, они касаются 232 доменных имен.
Лицензированные в Латвии коммерсанты запретом на онлайн-игры возмущены, четверо из них обратились в суд. Их аргументация — что запрет на руку как раз нелегальным игорным сайтам. Пока добиться отмены запрета им не удалось.
Пока политики не взялись за решение проблемы с нелегальными игорными сайтами, этим озаботилось само отраслевое сообщество, заказав исследование профессору Рижской высшей экономической школы Арнису Сауке. В марте, еще до ЧС по коронавирусу, оно было готово. Автор пришел к парадоксальному выводу: активность нелегальных игорных сайтов в Латвии стимулируется именно жесткими регулирующими легальный бизнес нормами.
К тому же наказать организаторов «левых» сайтов можно максимум блокировкой их интернет-ресурса да еще остановкой денежных потоков, связавшись с кредитными учреждениями. Правда, с начала этого года государство стало обращать внимание и на игроков: отслеживает, уплатили ли они налоги с выигрышей. Банки делятся с СГД информацией о клиентах, которые пытались провести соответствующие платежи, СГД проводит аудит и смотрит, легальные ли это были игорные сайты. В случае чего игрока за игру на нелицензированных сайтах могут и наказать — закон о азартных играх такую возможность предусматривает, пояснила Сигне Бирне.
Игры после пандемии
С окончанием режима чрезвычайной ситуации, с 9 июня, некоторые ограничения собраний еще сохранятся, но игорные заведения могут возобновить работу — правительство не планирует продлевать запрет. В Сейме еще возможны дискуссии по этому поводу. Министр юстиции Янис Борданс (НКП) призвал снять запрет только на онлайн-игры, а залы пока оставить закрытыми. Как проголосует большинство в Сейме, невозможно прогнозировать заранее.
Важные изменения через два года произойдут в Риге: из исторической части города, согласно решению столичной думы, залы будут убраны. А как раз активно посещаемые заведения с автоматами и приносят игорному бизнесу больше всего оборота — на онлайн-игры приходится меньшая часть.
Владелец сети Fēnikss Янис Зузанс прогнозирует, что после пандемии у него будет на 10% залов меньше. А потом придется закрыть и те, что в центре Риги. С сокращением бизнеса Зузанс приостановил свою меценатскую помощь культуре и искусству — у общественности это вызвало противоречивые реакции. Но бизнес есть бизнес, говорит предприниматель — в этой сфере нет возможности привлечь софинансирование из еврофондов, он ведь имеет лишь то, что сам заработает. Не заработал — значит, нечем и поделиться, пояснил Зузанс.
В отрасли ожидаются и другие изменения (точнее, ограничения: от размера и цвета вывесок до мест размещения залов, и т. д.), сейчас в Минфине разрабатывается соответствующее регулирование. Но сторонам сложно прийти к компромиссу. Представители азартного бизнеса говорят, что они предлагают развлечения взрослым людям, и те уже сами несут ответственность за свои поступки, в том числе за возможное возникновение зависимости.
Но бизнес азартных игр может сотрясти и свежий скандал: не так давно начальник Службы финансовой разведки Илзе Знотиня заявила, что ее специалисты напали на след «прачек», отмывавших нелегально полученные капиталы через игорный сектор. Расследование уже ведут правоохранительные органы.
Источник - rus.lsm.lv