По версии обвиняемого, с его стороны была чистой воды самооборона : «Он был крупнее, завалил меня и наносил удары по голове и горлу. Я хаотично что-то нащупал на полу и ударил его этим предметом несколько раз, чтобы он прекратил», — говорит Марцис Замеровскис.
Что говорит в пользу обвиняемого: абсолютно приличный человек. Работает руководителем в рижской фирме по продаже компьютерной техники, женат, воспитывает 3-летнюю дочь.
Но обвинение смотрит на ситуацию с других позиций. «Несколько ударов» — это, как установило следствие, от 15 до 20. Причём защищалась жертва рыболовными ножницами, изрезав ими агрессора вдоль и поперёк. От полученных травм нападавший умер на месте. С ножницами в голове.
И еще: это отнюдь не было нападением на случайную жертву на улице. Все началось с того, что компания молодых мужчин выпивала весной в Юрмале. Потом возник конфликт... В общем, обвинение настаивает на убийстве.
Попытаемся же разобраться в этой истории. Ведь границы «допустимой самообороны» — тема вызывающая неизменный отклик и интерес. Какие страсти бушевали по этому поводу в ходе дела «попкорнового убийцы» Зыкова, мы помним.
Что случилось в Юрмале
ЧП произошло весной — 12 апреля 2009 года. В Юрмале, на улице Сколас, собралась мужская компания: Марцис Замеровскис, Янис Дриекс, а также некие Каспар, Роланд и Сандис. Часть из них уже были знакомы, остальные выясняли «кто есть кто» по ходу дела. И выпивали.
Что любопытно: сам хозяин квартиры в застолье не участвовал – он, как установило следствие, попросту ушёл на рыбалку. Что ж, ему повезло, избежал крупных неприятностей. Ибо в разгар веселья трое из компании решили ограбить малознакомого им Марциса.
Трое напали на одного, помяли, сорвали с шеи цепочку, забрали банковские карты. После чего двое из нападавших – Роланд и Сандис – попросту ушли. А Янис остался продолжить избиение.
— Он первым ударил меня в коридоре, когда я пытался уйти из квартиры. Он меня остановил, начал душить и бить – больше всего по голове и горлу. Я помню много ударов от него, у меня позже была сильно повреждена рука и разбито лицо. Пострадала и грудная клетка – я потом не мог нормально дышать, — пояснил в суде обвиняемый Марцис.
По его словам, Янис всей массой на него навалился, что ещё не давало никакой возможности убежать:
— Я не помню, как ножницы оказались в моей руке. Я хватался за всё, что было поблизости. Так их и схватил, после чего начал хаотично наносить ему удары, чтобы хоть как-то его остановить. Когда почувствовал, что тот стал тяжёлым и больше меня не бьёт, перестал.
От полученных травм 37-летний Янис Дриекс умер на месте.
А у пострадавшего Марциса медицинские эксперты констатировали лишь лёгкие телесные повреждения. После чего он стал: 1) пострадавшим в ограблении; 2) обвиняемым в убийстве при превышении допустимой самообороны.
Прокурор: «Это убийство»
Прокурор Риекстиня уверена – Яниса Дриекса убили не случайно.
— Удары Дриексу, от 15 до 20 раз, были нанесены не только в переднюю часть тела, когда он находился сверху на Марцисе и бил его, но также со спины и сбоку. Что еще важно: кровь Яниса была обнаружена на кухне и на ручке входной двери. То есть: возможно, раненый пытался спастись и покинуть квартиру. Однако умер в квартире на полу. С воткнутыми в голову рыболовными ножницами, — пояснила она в разговоре с нами.
Отметим немаловажный фактор: все участники истории были пьяны. В момент совершения убийства в организме обвиняемого Замеровскиса было констатировано 1,66 промилле алкоголя.
Наказание
Приговоры за ограбление уже вынесены. Роланд и Сандис отправились в тюрьму на 7 и 8 лет соответственно.
И о жертве ограбления. Суд первой инстанции 9 мая 2013 года Земеровсиса оправдал, хотя гособвинитель хотел наказать его 5,5 годами реального лишения свободы, ведь речь шла «убийственной» 116-й статье.
Но прокуратура оспорила это решение, подав протест.
Рижский окружной суд под председательством Бригиты Бумейстере в минувший понедельник решил иначе – Замеровскис был признан виновным и получил 4 года условно без конфискации имущества с проверочным сроком на 4 года.
Вместо морали
Омар Хайам: «Уж лучше будь один, чем вместе с кем попало».