В начале недели в Риге состоялась международная конференции «Вызовы и практические аспекты оценки и упорядочивания групп организованной преступности». В ходе мероприятия выяснилось, что в Латвии сейчас действуют 7-8 группировок организованной преступности. И одна из наиболее прибыльных сфер деятельности представителей оргпреступности — это наркотики.
Ниже — о специфике местного потребления и транзита наркотиков.
На кокаин в Латвии нет денег
Как отмечает начальник Управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) Криминального управления Госполиции Угис Аракс, в Латвии и соседних Прибалтийских странах рынок наркоторговли очень мал.
— Дилеры используют Латвию в качестве транзитной страны – наркотические и одурманивающие вещества проходят через нас посредством паромного и авиасообщения, их все чаще провозят в автомашинах, — пояснил г-н Аракс в дискуссии на портале Lv.lv. — Однако в последнее время появилась неприятная тенденция – наркотики отправляют через международную курьерскую почту. К примеру, из Западной Европы и Польши через Латвию в Россию и Скандинавские страны идут синтетические наркотики и «травка». Из Центральной Азии – героин, из Китая – новая «синтетика», а из Америки — кокаин.
И лишь часть из них оседает в нашей стране. Однако на дорогие наркотики у населения в Латвии из-за кризиса сейчас нет денег, вместо того же кокаина они предпочитают курить более дешевые смеси и употреблять амфетамин.
Кто-то умудряется производить наркотики чуть ли не в домашних условиях – выращивать на балконе марихуану или заниматься смешиванием веществ в подпольных лабораториях.
Так, в конце минувшего — начале этого года полиция вышла на след и задержала группировки (работников и руководителей), владевшие тремя небольшими нарколабораториями, где изготавливали вещество метадон. Как выяснилось, все оно готовилось на экспорт на Запад.
И еще: в частном доме в Талси два года назад была накрыта плантация марихуаны. И эта «травка» предназначалась для скандинавского рынка — там и спрос больше, и цены совсем другие.
О ценах
По словам г-на Аракса, грамм «травки» в Латвии сейчас стоит 5-10 латов, средненький героин – 20-30 латов за дозу, а кокаин – минимум 50 латов. Однако цена зависит от длины цепочки посредников между продавцом и покупателем.
В среднем героинщику нужна доза-две в день. Это стоит около 1000 латов в месяц. В этом особая опасность распространения наркомании: ведь деньги на наркотики, как правило, добываются с помощью краж и грабежей.
Портрет наркомана: молодой мужчина, любящий «травку»
Шеф УБОП приводит такие данные: чаще всего наркотики употребляют мужчины от 21 года до 30 лет, за ними следуют мужчины постарше – до 40 лет. В третью группу попали молодые люди и девушки 18-20 лет.
— Самые популярные наркотики — марихуана и героин. Молодежь предпочитает метамфетамин и новые «растительные» смеси на основе синтетических каннабиноидов. Эти вещества намного опаснее традиционных наркотиков именно своей новизной — их свойства до конца не изучены, как, к примеру, количество, приводящее к передозировке...
О тенденциях сбыта: в последнее время наркотики активно продаются в ночных клубах, на музыкальных фестивалях, домашних вечеринках. Что важно – все чаще молодые люди соглашаются быть посредниками, надеясь на прибыль, на которую они смогут купить себе дешевой «дури».
Всего по данным Департамента общественного здоровья Центра здравоохранения, в Латвии сейчас 18 000 наркоманов, 2/3 из которых употребляют героин. Большая часть этого контингента – те, кто уже попал в поле зрения медицинских учреждений и правоохранительных органов.
Однако это только официальные данные. На самом деле наркоманов в Латвии куда больше, просто остальная часть предпочитает о себе молчать.
Стандартные факторы, подпитывающие наркоманию, это: низкий уровень жизни, увеличивающееся число малообеспеченных, общий депрессивный климат общества даже среди тех, у кого есть деньги.
В кризисные и посткризисные годы наркоманов, как правило, становится больше.
У подростков модно «попробовать»
Испытать на себе влияние «дури» — это сейчас модное течение у молодежи. В это вовлекаются даже те, кто не достиг еще и 12 лет. «Избранные» выделяются среди массы сверстников, им это льстит.
Самое страшное – что взрослое поколение относится к этому совершенно спокойно, аргументируя такие привычки издержками времени. «Такие времена, что тут сделать?..»
Чтобы как-то оправдать свое равнодушие, взрослые при этом зачастую приводят в пример благополучную Голландию с ее законами, позволяющими беспрепятственно продавать и употреблять легкие наркотики. Хотя, как известно, сами голландцы давно уже не рады такой свободе...
«Легалайз» — отдельная проблема
Шеф УБОП Угис Аракс вынужден признаться – у стражей правопорядка сейчас нет ресурсов, чтобы регулярно отслеживать новинки на рынке «легальных» наркотиков.
— Пока одно вещество изучат и запретят, на его месте появляются два новых, которые спокойно будут продавать в Интернете и небольших магазинчиках.
Возвращаясь к проблеме подростковой наркомании, шеф УБОП напоминает: за употребление любых наркотических веществ грозит уголовное преследование.
Сам он категорически против возможной легализации «легких» наркотиков в нашей кризисной ситуации.
— Многим захочется легких денег, которые можно получить, торгуя наркотиками. Наркоманы, в свою очередь, чтобы как-то себя содержать, будут искать возможность заполучить деньги...
Легализация марихуаны: доводы «за»
Самым активным сторонником легализации марихуаны в Латвии считается политтехнолог и публицист Юргис Лиепниекс. «Эти строгие наказания, которых нет больше ни в одной европейской стране, являются символом — страна считает, что она мудрее общества, что люди — стадо овец, которых нужно учить жить и которых все время нужно бить по пальцам. Мы не избирали правительство для того, чтобы оно нас учило жить, а, например, для того, чтобы они установили разумные тарифы на электроэнергию. С этим заданием они не справляются, но еще они хотят учить нас жить. Ограничивающие марихуану положения закона очень символичны», — считает Лиепниекс, который сам публично признался в курении марихуаны.
«Государство разрешает торговать супербайками, несмотря на то, что это настоящая угроза жизни (...) Если влез на Ducati, то считай, что ты уже мертв — это дикая машина, которая была создана, чтобы уничтожать (...) Но государство предполагает, что люди разумны и не поедут на Ducati, чтобы убить себя. Конечно, глупо предполагает, но предполагает. Тогда почему бы не разрешить человеку курить травку?» — заявил Лиепниекс в интервью журналу Playboy.
Народ — против
В недавнем исследовании по вопросу о том, нужно ли легализовать употребление марихуаны в Латвии, 67% респондентов ответили, что «определенно нет», 15% респондентов считают, что «скорее нет», а поддержку выразили лишь 2% опрошенных жителей. 11% респондентов на этот вопрос ответили «скорее да». У оставшихся 5% не было конкретного мнения по этому вопросу.
Те, кто настроен против легализации марихуаны, считают, что латвийское общество не достаточно созрело для принятия такого решения, и легализация марихуаны способствовала бы ухудшению здоровья населения, а также создало бы угрозу для других членов общества.