«На Сноудена в Москве открыта охота»,— утверждает Уйэн Мэдсон, сам в прошлом работавший на АНБ, а ныне журналист, расследующий деятельность спецслужб. 1 ноября с ним связалась подруга. Ее имя Мэдсон держит в секрете. Она была в АНБ лингвистом — специалистом по русскому языку. Сейчас живет в Москве.
«Моя коллега послала сообщение в Facebook Рэю Макговерну — он приезжал к Сноудену, но тот не ответил. Однако вскоре после этого к ней подошел британский дипломат, предложил ей прийти на вечеринку в посольство, после чего ее попросили: в случае, если себя как-то проявят сотрудники ФСБ, сообщать об этом в посольство Великобритании немедленно. А потом ее попросили прийти на тренинг с представителями разведки МИ-6», — рассказал Мэдсон.
Местоположение женщины отследили по соцсетям и мобильному, уверен Мэдсон, и это было не что иное, как вербовка.
Зеленый купол на крыше британского посольства на Смоленской набережной в Москве смахивает на уменьшенную копию антенн, установленных в крупнейшем центре радиоэлектронной разведки Menwith Hill, что в 300 километрах от Лондона.
«Задание по поиску Сноудена имеет наивысший приоритет для посольства, затмив наметившуюся «оттепель» в отношениях между британскими и российскими органами разведки и безопасности. Известно, что в операции участвует офицер MИ-6 номер один в посольстве, работающий под дипломатическим прикрытием как «директор по региональной безопасности», — написал в своей статье Уэйн Мэдсон.
По мнению Мэдсона, МИ-6 и АНБ уже могли узнать распорядок дня беглого сотрудника спецслужб, перехватив личные данные четырех друзей Сноудена.
Среди тех, кто приезжал к нему в Москву в октябре, был высокопоставленный сотрудник ЦРУ в отставке, правозащитник Рэй Макговерн. Он предпочел не комментировать ситуацию. Автор расследования не исключает, что Сноудена могут попытаться выкрасть.
«Переправить человека через границу с Финляндией во времена холодной войны было единственной безопасной возможностью. Сегодня все проще — появилось гораздо больше границ. Есть прибалтийские государстваа — Литва, Латвия, Эстония, есть Украина, например», — отметил Уэйн Мэдсон.
«Может быть, его стерегут..»
Но это в теории. По факту Россия для западных спецслужб, как говорят профессионалы, остается «страной с тяжелым оперативным режимом». Имеется в виду активная работа контрразведки ФСБ.
Вспомнить хотя бы недавний случай разоблачения третьего секретаря политического отдела посольства США в Москве. Фогл Райан Кристофер был пойман с поличным, в парике, когда пытался завербовать одного из сотрудников российских спецслужб.
«Ни одного случая вывоза иностранцами советского разведчика никогда не было. Предателя Гордиевского, как считается, вывез в багажнике своего автомобиля английский дипломат через Финляндию. Уверен, что Сноуден очень прочно сидит на какой-то квартире или даче где-то под Москвой. Может быть, его стерегут. Наверняка это так. Уверен, что ему ничего не угрожает. У него и внешность не такая характерная, чтобы его сразу узнавали. Тем не менее, какие-то превентивные меры обязательно должны выполняться», — подчеркнул заместитель главного редактора «Российской газеты», историк спецслужб Николай Долгополов.
Сноуден, на котором Вашингтон и Лондон обкатывают все те технологии слежки, которые он раскрыл, вряд ли бросился покупать себе в Москве смартфон — с друзьями и родственниками общается по зашифрованным каналам.
»У меня есть возможность общаться с Эдвардом через третьих лиц. Я собираюсь снова поехать в Москву. Не хотел бы раскрывать, когда именно. Я просто рад и благодарен, что с ним все в порядке, что он в безопасности», — заявил отец Сноудена Лон.