Чем дело интересно: откровенными "васюками" в хозяйстве под Екабпилсом. Как считает обвинение, хозяйственную деятельность и внедрение передовой технологии только имитировали, никто из местных жителей не видел, чтобы что-то работало.
Чтобы получить деньги, раздули оборот
Томас Жуковский был членом правления некоего предприятия, которое обманом получил доступ к средства фондов ЕС в размере 4 105 381 евро, считает прокуратура.
По версии обвинения, осознавая, что заключенный договор не будет исполнен, и только имитируя хозяйственную деятельность, в 2010-м году с Латвийским агентством инвестиций и развития (LIAA) был заключен договор о производстве карбамида и NPK (компененты азота, фосфора и калия в минеральных удобрениях) в процессе утилизации навоза.
По мнению прокуратуры, обвиняемый организовал фиктивную цепь сделок с искусственным увеличением расходов на проект. При этом использовались оправдательные и бухгалтерские документы - в общей сложности было необоснованно запрошено у LIAA 4 105 381 евро. Впрочем, заплатили только половину - 2 053 674 евро. (Что, отметим от себя, тоже совсем неплохо).
Затем бизнесмен совершил легализацию полученных преступным путем финансовых средств в размере 1 420 000 евро, считает обвинение.
Гиртс Мундурс, представитель Рижского регионального управления госполиции, в начале следствия рассказал о работе схемы такие подобности: в результате фиктивных сделок у фирмы появился оборот, хотя фактически никакой коммерческой деятельности она не вела. Кроме того, для получения софинансирования были необходимы собственные средства — значительная сумма. Однако компания подала документы, указывающие, что деньги будут, хотя на самом деле их не было.
- Очень много вопросов и неясностей относительно того, что за оборудование куплено на европейские деньги. Действительно ли за него платили и действительно ли существует это оборудование? И второй вопрос, который мы тоже проверяем, — ведется ли коммерческая деятельность с этим оборудованием. По нашим данным, там очень много фиктивных сделок и поддельных документов, — пояснил ранее Мундурс.
Чудесное топливо
Речь идет о фирме Micro Tech Baltic, владелец которой Томас Жуковскис недавно рассказывал о чудесном сырье, которое можно получить из свиной мочи, - указывала в связи с этим проектом программа «Запрещенный прием» (LTV).
Его планировали реализовывать в Mikelani под Екабпилсом. Там до сих пор находится свиноферма, но сменились владельцы.
У предыдущих хозяев Жуковскис арендовал участок. Предприниматель обещал привезти туда оборудование, начать из навоза производить карбамид и использовать его как адсорбент выхлопных газов для дизельных двигателей — AdBlue.
Инновационный проект требовал 10 миллионов евро, четыре их которых, как уже сказано, собирались получить из ЕС.
Однако на свиноферме рассказали: производства нет, только какое-то оборудование, которое разобрали на части. Никто из местных не видел, чтобы что-то работало. Сколько приборы стоят, можно ли с их помощью что-то производить и работают ли они - сказать нельзя.
Помежуточный финиш
Следующее заседание суда по этому делу назначено на 26 мая - ожидается допрос потерпевшего.
Мнение: подозрительный проект
По мнению газеты Dienas bizness, сигналы о мошенничестве были с самого начала.
Например, в 2010 году LIAA принял решение финансирование не выделять. Агентство, в частности указало на некачественный бизнес-план, - сообщило это бизнес-издание. В нем, например, добавленная стоимость сотрудников оценивалась в 54 000 латов на одного человека, тогда как финансовый эксперт посчитал, что это только 7700 латов. Проект специалистам сразу показался подозрительным, поэтому они обратились в Данию, где было похожее производство. Тогда же было констатировано несоответствие цен. Причем разница была просто огромной.
Однако Министерство экономики, которым тогда руководил Артис Кампарс, постановило отменить решение LIAA, - указывает Dienas bizness. Специалистов министерства убедили аргументы Micro Tech, что LIAA неправильно сделал расчет произведенной продукции. Жонглируя спецификациями и формулами, Micro Tech убедило работников министерства, решение LIAA было отменено. Сейчас Минэкономики признает: это было ошибкой.
Антон Городницкий, "Сегодня"