Топ наркотиков: рулит дешевая «синтетика»
Начнем с наркотиков, как самой серьезной для общества «болевой точки».
По словам г-на Аракса, в последние годы образовался стабильный топ самых распространенных у нас наркотиков: «синтетика» (амфетамин, метамфетамин), новые психоактивные вещества — «легалайзы» (к примеру, Spice), марихуана, и только на последнем месте — героин с кокаином. Все дело в цене. Даже любители тяжелых наркотиков в последнее время переходят на «синтетику», просто потому, что это дешевле.
— Хороший кокаин — 80-90% качества — стоит 60-70 латов за грамм, героин — 30-40 латов. Впрочем, все зависит от качества и от того, из чьих рук наркотик куплен. Чем длиннее цепочка дилеров, тем хуже качество. На улице он уже 10 раз с чем-то смешан.
Еще одна актуальная тенденция: «самопальная» марихуана.
— Её активно растят и в горшочках на подоконниках, и на плантациях, и в теплицах. Лето было хорошее, так что, по нашим прогнозам, урожай тоже будет качественный... Мы прогнозируем, что число употребляющих подрастет.
Что важно: по последним данным полиции, лаборатории, в которых производят «синтетику» переместились в Польшу и Литву. То есть, ее производят совсем рядом с нами. В целом наркологистика, по словам Угиса Аракса, складывается такая:
— Кокаин к нам попадает из Латинской Америки через Западную Европу, от нас уже идет в страны Скандинавии. Гашиш — из Испании. Синтетические наркотики — из Польши и Литвы. Героин идет с Востока — всем уже известно, что в этом году хороший угрожай в Афганистане.
Курьерам обещают бриллианты
За кризисные годы это стало стандартным сюжетом: молодой человек (25-35 лет) задержан в Перу (Лондоне, Москве и т. д.) с грузом наркотиков. Зачем он за это взялся? Долги.
Как дело обстоит сейчас? Кое-что изменилось. Задержания наших «наркомулов» (так называют людей, которые перевозят наркотики в собственных желудках) по-прежнему происходят. Но количество и обстоятельства уже другие.
— В 2012 году было задержано 40 наших курьеров, в этом году — 17, — говорит г-н Аракс. — Тут впрочем, стоит оговориться: мы можем не знать обо всех, так как некоторые не обращаются в консульство — не хотят, чтобы об аресте узнали дома. Но в любом случае, мы видим: после шума вокруг летальных исходов и задержаний, число курьеров сокращается.
Корр. — А можно ли составить общий портрет латвийского «наркомула»? Раньше в транзит вовлекались люди с долгами...
— Да, в 2008-2010 году — не лучшие наши времена — средний возраст курьера был 23 — 40 лет. Это были безработные, которые подписывались делать все, что угодно, если за поездку им обещали 3000 — 5000 евро. Они хотели в сжатые сроки заработать много денег, чтобы разобраться с кредитами или просто содержать семью.
Сейчас с курьерами ситуация несколько иная. Они стали моложе. Это парни, которые хотят хорошо жить, развлекаться, ездить на дорогих мотоциклах. Для этого нужны большие деньги. Если такой молодой человек видит: сосед куда-то пропал, а потом вернулся и вдруг стал легко тратить деньги, это вызывает вопросы. Был конкретный случай: парень «подписался» на это, после того, как у него соседи начали строить дом с бассейном. Основная идея — быстро и много заработать.
Вот только работа наркокурьера — отнюдь не сахар. И, как правило, вербовщики не сообщают, с чем придется столкнуться человеку на другом конце света. Будущим курьерам рассказывают легенды, что придется перевозить, к примеру, бриллианты из Перу и Боливии. И только на месте человек сталкивался с реальностью и необходимостью глотать капсулы.
Стандартная вместимость одного курьера: 700-800 граммов. Но бывали случаи провоза и более килограмма. Для того, чтобы «загрузиться», нужно соблюдать определенную процедуру: капсулы глотают с маслом, потом ничего нельзя ни есть, ни пить, так как все это может привести к разрыву капсул. А разрыв даже одной из них — это неминуемая смерть.
Корр. — А кто у нас вербовщики?
— Низовой уровень подчиняется главарям из Европы. Они получают 1000-3000 евро за найденного человека. Но зависит от исхода поставки. Недавно мы отправили в прокуратуру уголовный процесс по поводу организации отправки курьеров. История получилась вполне типичная: искали «работников» через друзей, знакомых, социальные сети. Покупали им билеты, оформляли документы. О наркотиках нанятым не говорили, просто обещали неплохой заработок в Латинской Америке.
Что еще любопытно: организаторы из Европы — отнюдь не самый верх наркомафии. Самых главных действующих лиц сейчас стоит искать на африканском континенте.
Девушка без образования за границей — жди беды
По словам г-на Аракса, по похожему сценарию развиваться и другой вид нелегального бизнеса оргпреступности: отправка девушек в бордели за границу, а также отправка невест для фиктивных браков (что тоже является торговлей людьми).
— Наших девушек отправляют в бордели Германии, Голландии, Британии. В связи с этим у нас в этом году уже были успешные задержания организаторов. И еще одна актуальная проблема: отправка в Британию и Ирландию, чтобы девушка вступила в фиктивный брак с индусом, пакистанцем или бангладешцем. Жертвам обещают хорошие деньги, но по факту — не всегда получается что-то заработать. В «семейную жизнь» девушек загоняют кулаками, нередки изнасилования.
Типичная жертва, по словам Г-н Аракса выглядит так: неблагополучная (воспитанница детского дома, ребенок из многодетной и т.д.), без образования.
— Если женщине предлагают мыть посуду за 3000 евро в месяц — нормальный человек подумает, бывает ли такое вообще. Но некоторые соглашаются. И уже на месте жертву ставят перед фактом, что придется выйти замуж, жить в большой семье. Если девушка оказывает сопротивление, её запирают в комнате, документы отбирают, дальше начинается насилие. Хорошо, если удается сбежать.
Корр. — А если нет?
— Некоторых «невест» спасает полиция. Если повезет, то соседи замечают что-то неладное и сообщают в органы правопорядка. Или мы сами начинаем проверять информацию, если есть сомнения (родные, например, начинают волноваться).
Посольство Латвии тоже старается отслеживать судьбу девушек из «группы риска» - без образования, без специальных знаний, без знаний языков, которые внезапно отправляются куда-то работать. Тут ясно, что ничего хорошего не выйдет.
Менеджеры уголовного мира
Сферы интересов представителей нашей оргпреступности г-н Аракс очерчивает так: из числа нелегальных - наркотики, сутенерство, человекоторговля, контрабанда акцизных товаров, из легальных — транзит, недвижимость, производство (как правило, в виде покупки долей фирм).
— Все действующие организованные группы находятся в нашем поле зрения, — говорит Угис Аракс. — Конечно, происходят какие-то изменения: приходит новое поколение, старая гвардия отходит о дел, кто-то отправляется в тюрьму...
Корр. — А как происходит пополнение рядов?
— Да из тех же тюрем, как правило. К тому же, ищут знакомых: кто-то с кем-то в одном дворе вырос, вместе ходили в школу и т.д. Главное — ищут людей, которым доверяют. Ведь мы все знаем, что для человека, скажем, после 30 лет, уже трудно с кем-то познакомиться и наладить связи.
По словам г-н Аракса, рэкета как массового явления у нас нет:
— Больше с бригадами не ходят по улице и не вымогают. Однако есть редкие случаи, когда возникает какое-то подобие «крыш». Но это исходит от таких людей, которые живут «понятиями» 20-30-летней давности, которые ничего не хотят и не умеют делать руками. Им легче сходить к бизнесмену в торговую точку, в кафе (они считают, что каждый бизнесмен богач) и предложить так называемую «крышу». Это низший уровень.
Было в последнее время и несколько случаев вымогательств — то взыскание никому неизвестного долга, то перенятие бизнес-долей. Варианты разные.
Вот типичный пример из последних: большая фирма, два владельца поссорились, не могут поделить деньги (недвижимость, доли). Тогда один из них обращается к бандитам, обещая 10-15%, чтобы напугали и повлияли на партнера. В итоге какие-то спортсмены из «юридической фирмы» наносят визит к адресату и доводят до его сведения, что он должен...
Воры в законе и Латвия
По этому вопросу г-н Аракс высказывается совершенно определенно:
— Воров в законе в Латвии нет и никогда не было. Многие хотели, чтобы их короновали. Но на самом деле нет. Вору в законе ведь нужно соблюдать множество правил: нельзя вступать в брак и т.д. Получается, что любой наш персонаж это все нарушает, так что у нас таких нет. Тот, кто думает, что он относится к «авторитетам» — в реальности весьма далек от этого.
Корр. — Однако к нам приезжали российские воры в законе, к примеру, Вячеслав Шестков, которого только в прошлом году внесли в «невъездной список». Ему на смену приехал вор в законе Вячеслав Васильев. По неофициальной информации, он помогает другим российским ворам в законе и авторитетам организовывать визы и улаживать вопросы, связанные с проживанием. Якобы он уже организовал в Латвии несколько сходок...
— Да, он приезжал в этом году. Но его передвижения в Латвии контролируются. Ничего такого он тут не совершил. В Латвии он находится легально — у него оформлен вид на жительство, встречается тут с людьми — с Запада, в Востока. Но преступной деятельности не ведет.
Больших сходок — как на Украине и в России — когда бригады по 70 человек приезжают и планируют смену власти или «коронации», у нас не проводят. К нам приезжают на разные концерты, как к примеру, «Новую волну». Лето, хорошая погода — приезжают отдыхать, не более.
Рыбак, охотник, путешественник
Корр. — Немного о личном, расскажите, пожалуйста, чем вы увлекаетесь.
— Я активно занимаюсь спортом: каждую неделю играю в футбол, летом купаюсь, катаюсь на велосипеде, зимой — слаломные лыжи. Люблю — охотиться, рыбачить. Вот в субботу был на рыбалке — достал 4,5-килограммового осетра. С первого сентября начнется сезон охоты... Так что хобби много, хотелось бы больше времени им уделять. Но рано или поздно придется пойти на пенсию, там и займусь, — смеется г-н Аракс. — Люблю путешествовать. Объездил почти всю Европу. Моя мечта поехать в Австралию.
Корр. — Что посоветуете посетить, как опытный путешественник?
— Париж красивый город, Прага... Нравится Италия.
Корр. — Вы больше «пляжный» человек или «музейный»?
— Всего понемножку.
Г-н Аракс находит время и на чтение:
— Читаю всю текущую прессу, нравится читать детективы, сейчас вот читаю «Berlīne» Альфреда Деблинса, рекомендую.