В августе 1996 года в одном из спорткомплексов Юрмалы был убит президент фирмы Interlorg PTE Игорь ЦОНДА, а его телохранителя Константин СКРИПАЯ, ставшего свидетелем убийства, тяжело ранили. Какое-то время Скрипаю удавалось скрываться в съемной квартире, которую ему подыскал партнер Цонды Игорь ИВАНОВ, но и это не помогло — вскоре Скрипай был убит. Еще раньше, в июне 96-го, в России был убит латвийский бизнесмен Валерий ЛИХАЧЕВ, также имевший отношение к Europe Center.
По неофициальной информации, все жертвы (кроме Скрипая), объединяло то, что они взяли в Москве многомиллионные кредиты под строительство Europe Center. Московский банк на всякий случай, если у кредитополучателя случится форс-мажор, застраховал кредит в неком британском банке. И «обстоятельства непреодолимой силы» в виде пуль не замедлили случиться. Правда, у московского банка никаких претензий не было, ему вернули деньги англичане.
Распоряжаться полученными кредитами могли не только упомянутые предприниматели, но и две крайне колоритные фигуры в истории латвийского криминала — бывший милиционер, предприниматель Игорь Иванов и российский подданный Михаил САЙФУЛИН. Не исключено, что именно взятые под строительство Europe Center кредиты стали для обоих стартовым капиталом, который позволил им развернуть свой бизнес. В 1996 году был взорван и Mercedes-Benz 600 самого Иванова, но по сравнению с другими фигурантами дела он отделался сравнительно легко. Полиция не исключала, что покушение было инсценировано самим Ивановым, чтобы отвести от себя подозрения. Ведь до этого, в отличие от других участников проекта Europe Center, на него никто не покушался.
«Иванов был причастен почти ко всем самым известным заказным убийствам», — заявил начальник Рижского регионального управления полиции Инт КЮЗИС, когда Иванов был задержан в 2008 году по подозрению в организации убийства своей супруги Эллы. И в этих словах есть доля истины.
Накануне нового тысячелетия в Латвии начался и планомерный отстрел предпринимателей, связанных с производством спирта. 14 октября 1999 года был застрелен владелец Калснавского спиртозавода Арнис ШКЕСТЕРИС. 15 декабря 2000 года был убит руководитель «спиртовой» компании Jaunpagasts Plus Дайнис ПЕЙМАНИС. Нет никаких сомнений в том, что убийства спиртопромышленников были звеньями одной цепи, хотя исполнители были разными. Jaunpagasts Plus и Калснавский спиртозавод были главными производителями спирта в стране, у которых закупали сырье спиртоперерабатывающие заводы.
За подготовку убийства Арниса Шкестериса и покушение на еще одного «спиртовика», Мариса МИЛЛЕРСА, осудили Юрия АПАРСА, Сергея СОБОЛЕВА, Эдуарда БАЦКАНСА и Александра ПИВОВАРОВА. Но что осталось за пределами общеизвестных фактов?
Как свидетельствуют материалы следствия, убийство владельца Калснавского спиртозавода, бывшего директора Рижской табачной фабрики, уполномоченного House of Prince Riga и директора Рижского ювелирного завода Арниса Шкестериса должно было произойти еще 13 октября 1999 года. В тот вечер Апарс вместе с Пивоваровым и Бацкансом следовали за автомобилем предпринимателя, в свою очередь за ними ехала Audi, в котором находились неустановленные люди, также следившие за Шкестерисом. Когда авто предпринимателя притормозило на бульваре Калпака, остановить машину велел и Апарс. Шкестерис вышел, а вслед за ним направился киллер, вооруженный пистолетом ТТ.
Но убийство сорвалось, потому что возле одного из домов стояли двое мужчин-телохранителей высокопоставленного сотрудника Unibanka. Апарсу пришлось вернуться в машину и сказать подельникам, что ничего не вышло. Однако неудача не остановила убийц — уже вечером следующего дня предприниматель был застрелен там же, на бульваре. На этот раз убийца вооружился пистолетом с глушителем и выстрелил Шкестерису в спину, когда тот вышел из машины и вынимал из багажника вещи. Исполнителя убийства и его подельников установить так и не удалось, но предполагалось, что это были люди из Audi, которые следовали за Шкестерисом в первый день и завершили начатое группировкой Апарса.
Через месяц после убийства Шкестериса — 15 ноября 1999 года — было совершено покушение на Мариса Миллерса, у которого был совместный бизнес-план по строительству завода биоэтанола с Дайнисом Пейманисом. В тот день Миллерс обедал в кафе Daiļā impērija в гостинице Latvija. Случайно или нет, но в то же время там оказался Михаил Сайфулин (по одной из версий, он был и одним из организаторов убийства Дайниса Пейманиса). На пейджер Апарса сразу же пришло сообщение: «Наш друг из Саулкрасты находится в «таблетке». Михаил» («таблеткой» называли Daiļā impērija). К кафе срочно выехал автомобиль, в котором находились Соболев и Апарс. Машина остановилась позади гостиницы, и Апарс, вооруженный револьвером Smith&Wesson, направился в сторону Daiļā impērija. Миллерс сидел за столиком почти рядом с окном, и Апарс, подойдя к витрине, практически в упор выстрелил в него пять раз. Раненый предприниматель упал на землю, а Апарс кинулся бежать к машине, но за ним бросился телохранитель одного из посетителей кафе. Сидевший за рулем Соболев резко сдал назад, и Апарс запрыгнул в машину, но преследователь успел выстрелить в него. Позже полиция нашла автомобиль киллеров со следами пуль и оружие убийства, которое Апарс выкинул в канал рядом с Домом печати.
Что касается Дайниса Пейманиса, то он был убит по дороге на работу утром 15 декабря 2002 года в Страздской волости. В автомашине находился и его сын, которого убийца (а по официальной версии, им был земессарг Нормунд РИКУРИС, друг детства все того же Игоря Иванова) не заметил за тонированными стеклами. Совсем скоро, 27 декабря, был убит и сам киллер.
Каковы же возможные причины убийств? Как мы уже упоминали, у бывшего президента Latvijas Balzams Дайниса Пейманиса и Мариса Миллерса были совместные планы по строительству завода биоэтанола. Под этот крупный бизнес-проект планировались государственные гарантии на кредит в 8,93 млн. латов, к тому же производство значительно более дешевого по себестоимости биоэтанола могло существенно уменьшить контрабанду спирта и стать угрозой не только для легального, но и нелегального алкогольного рынка. Смерть Пейманиса поставила точку в этом проекте — завод так и не был построен.
После убийств и покушений на спиртопромышленников Иванов и Сайфулин уехали в Россию. Полиция считала, что есть достаточные основания для предъявления Сайфулину обвинения и его экстрадиции, но прокуратура придерживалась иного мнения. Для того чтобы допросить Иванова, в Москву даже ездил прокурор Станислав НАЗАРОВ (позднее осужденный за вымогательство взятки у бывшего работника милиции Юрия КРЕСЛОВА, который, в свою очередь, был задержан по подозрению в убийстве киллера Пейманиса Рикурса). Но прокурор не сумел добыть веских доказательств, на основе которых можно было бы требовать экстрадиции Сайфулина. Вскоре Иванов вернулся в Латвию и очень быстро стал уважаемым бизнесменом, хотя пресса не упускала возможности время от времени напоминать о его не самом светлом прошлом.
За что убили судью?
15 октября 2001 года, возле своего дома в Риге на улице Лачплеша, 29, был убит судья. И не просто судья, а сам председатель коллегии уголовных дел Рижского окружного суда Янис ЛАУКРОЗЕ. Этот факт просто потряс общество, на что, возможно, и рассчитывали заказчики убийства.
Киллер действовал молниеносно — сначала выстрелил в судью из автомата, который бросил там же, а затем добил из пистолета. Убийство было дерзким еще и потому, что в этот час в центре Риги много людей, но почти никто ничего не заметил. Полиция выдвинула три версии убийства: профессиональная деятельность судьи, профессиональная деятельность родственников (сын Лаукрозе работал в SAB) и третью — судью просто с кем-то перепутали. И эта версия поначалу не казалась абсурдной, потому что Лаукрозе сам редко занимался рассмотрением дел, а если и занимался, то не теми, за которые убивают.
За помощь в расследовании убийства судьи была объявлена награда в 10 000 латов. Была создана специальная следственная группа из 20 представителей Госполиции, Полиции безопасности и Генпрокуратуры, которая каждую неделю собиралась на заседания. Дело взял под личный контроль генпрокурор, а полиция проверяла 2400 ранее осужденных лиц и 75 людей, похожих на фоторобот убийцы, и одного из них даже задержала — 10 декабря 2001 года по подозрению в организации взрыва Рижской синагоги был арестован бывший омоновец Дмитрий МАШКОВ, который на время стал подозреваемым и в убийстве Лаукрозе. Но сходства с фотороботом преступника не обнаружилось, и Машкова пришлось освободить.
Через год следователям некий Виталий НОСЕНКО рассказал, что ему предложили участвовать в убийстве на улице Лачплеша и он довез на своей машине до места преступления двух убийц. Носенко с подельниками в то время находились под арестом за соучастие в убийстве Андрея БАЛМАСОВА по кличе Сургут. Некоторые сотрудники правоохранительных органов небезосновательно полагали, что именно эта группировка отвечает за ряд убийств, пришедшихся на понедельники: кроме Лаукрозе и Балмасова, в этот день недели были убиты близкий к криминальным кругам предприниматель Андрей БОРОВИК, авторитет Василий ЕЛИСЕЕВ и предприниматель Эдуард БАБУРГ. «Понедельничные убийства» объясняли разборками в криминальных кругах. Но фигура судьи Лаукрозе явно выпадала из ряда прочих жертв.
Было очевидно, что Носенко и компания засветились и в этом деле. И тогда появилась жуткая версия — демонстративное и, на первый взгляд, необъяснимое убийство судьи навело на мысль, что заказчики просто хотели самоутвердиться в своей власти. И, подобно сицилийской мафии, не стали особо утруждать себя в выборе методов доказательства своего всесилия.
текст: Лато ЛАПСА, Сандрис МЕТУЗАЛС, Эрвин ЦИРУЛИС, Кристине ЯНЧЕВСКА