Отметим, что в конце минувшей недели о перспективе превращения свидетелей-оппозиционеров в обвиняемых говорил официальный представитель СКР Владимир Маркин.
Под суд Собчак, однако, могут отправить совсем не за причастность к беспорядкам, а по статье 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов с физического лица), утверждает пресса. Если обвинение действительно будет предъявлено, Ксении может грозить наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет. Впрочем, сама телеведущая настаивает на своей исключительной законопослушности, а ее адвокат тем временем готовится предъявить правоохранителям встречный иск.
Источник в МВД раскрыл «Известиям» следующие данные из налоговых деклараций, полученных следователями. В 2009 году Собчак задекларировала заработок в пять с лишним миллионов рублей. Самым прибыльным стало сотрудничество с Первым каналом — тогда вышел в эфир шестой сезон реалити-шоу «Последний герой», где она выступила в качестве ведущей. За это Собчак выплатили гонорар в размере 1,4 млн рублей. На «Серебряном дожде» ведущая получила 1,2 млн рублей. При этом ТНТ за участие в проекте «Дом-2», контракт с которым, по слухам, Собчак не продлят, выплатил всего 500 тысяч рублей, следует из декларации.
В 2010 году Собчак заработала 4,5 млн рублей. Тогда самый большой гонорар выплатила радиостанция «Серебряный дождь» (1,4 млн рублей). Примерно столько же заплатила компания Global Media Group, которая пригласила Собчак в качестве главного редактора мужского журнала Max. На Первом канале телеведущая заработала 455 тысяч рублей, а журнал «Русский пионер» выплатил своему звездному автору 95 тысяч рублей.
В прошлом году доходы телезвезды увеличились до 6,7 млн рублей. Судя по всему, за счет журнала Max — издатели выплатили Собчак 4,7 млн рублей, отмечают «Известия». ТНТ перечислил 1,3 млн рублей, а вот Первый канал вовсе отсутствует в списке источников дохода. Зато инвестиции в УК «Альфа-капитал» принесли ведущей 284 тысячи рублей.
Корпоративы с участием ведущей, судя по сведениям из налоговой, оплачиваются не так уж хорошо. Как индивидуальный предприниматель Собчак получила за три года всего 96 тысяч рублей. Также в декларации отсутствует, например, строка дохода от участия в программах «Девчата» на канале «Россия-1» и «Топ-модель по-русски» на канале «Муз-ТВ». Также, к примеру, за последние три года Собчак замечена в рекламе «Евросети», Первого профессионального университета, но соответствующих поступлений в налоговой не зафиксировано, замечает издание.
Исходя из декларируемого уровня доходов в 5-6 млн рублей, чтобы собрать один миллион евро и полмиллиона долларов, обнаруженных при обыске, Собчак должна была копить порядка 10 лет.
«Это провокация, чтобы спровоцировать меня на публикацию настоящих деклараций или на очередное оправдание, — прокомментировала слитые в прессу сведения из деклараций телеведущая. — Оправдываться я не буду, мне не за что. Пусть проводят проверку, и в официальном порядке я готова представить все необходимые документы и декларации — мы уже давно готовы их предъявить».
Собчак грозит встречным иском: «Забрали деньги, билет не на что купить»
Во время обыска, напомним, в квартире телеведущей в конвертах нашли один миллион евро, 480 тысяч долларов и 480 тысяч рублей, заявляли следователи. Денег оказалось так много, что процедура проверки подлинности купюр затянулась на несколько дней. Собчак сразу по окончании следственных мероприятий в понедельник заявила в своем микроблоге: «Мой годовой доход более 2 млн. Я не имею права хранить дома деньги, если не доверяю банкам?» Позже, во время второго допроса в Следственном комитете, Собчак на вопрос следователя о причинах хранения большой суммы наличными ответила: «Копила на часы».
СМИ телеведущая отказывается комментировать источники происхождения столь большой суммы денег, настаивая только, что заработаны они честно, налоги уплачены и, кроме того, часть изъятой суммы — это одолженные средства. А адвокат телеведущей Генри Резник заявлял, что все налоговые документы у его клиентки в наличии и она в любой момент готова их предоставить.
«Мы не даем никаких показаний по этому делу, дабы не участвовать в беззаконии, — заявила Собчак «Русской службе новостей». — Соответственно, существует презумпция невиновности… Это не мой вопрос. И я не собираюсь помогать им таким образом, чтобы доказывать, что я не верблюд. Пусть, если они считают в этом смысле, что у меня есть какие-то нарушения, пусть сами их и доказывают. Я не собираюсь в этом смысле им каким-то образом участвовать и помогать им осуществлять беззаконие».
В разговоре с ведущем радиостанции Собчак заявила, что от беззакония бежать пока не готова: «Прямо сейчас нет. Мне не на что билет пока купить. Я не готова уехать, купив oneway ticket».
Телеведущая при этом настаивает, что СМИ искажают информацию о ее финансовом состоянии — не в последнюю очередь ради разжигания классовой неприязни. «Если сумма в новостях завтра дойдет до 3 миллионов, то я буду точно знать, что СК вложил мои деньги в «МММ», — написала телеведущая в Twitter.
«Дело о «мильонах Собчак» — это еще один способ разжечь ненависть в стране, в которой и так ее много. Рассказ о больших деньгах всегда вызывает зависть и негатив, и я считаю, что безответственно разжигать этот костер классовой ненависти только ради того, чтобы опорочить одного из участников протеста... С разжиганием классовой ненависти в нашей стране после 17-го года шутить нельзя — это как давать детям в руки спички. Опорочьте меня как нибудь по-другому, обещаю, ради мира в моей стране я вам дам еще массу других поводов», — написала Сочбак в «Комсомольской правде», отвечая на критическую публикацию в колонке Исраэля Шамира.
Адвокат телеведущей с беззаконием намерен бороться. Ранее Резник заявлял: «Если они (деньги) не имеют отношения к делу, надо их либо возвращать, либо придавать им соответствующий статус... Если наличные не вернут, здесь будет уже состав грабежа, государственного в данном случае».
«Была нарушена свобода передвижения, тайна частной жизни. Мы сейчас подумываем о том, чтобы возбуждать дело о вмешательстве в частную жизнь. Когда будет подан иск, пока неизвестно», — заявил «Известиям» адвокат телеведущей.
В квартиру оппозиционерки ломился «аферист Валера»
«1-й результат опубликования моих личных данных по деньгам следственным комитетом: охранники поймали мужчину, который полчаса ходил у моей двери... Теперь все аферисты Москвы знают квартиру, где лежат деньги, благодаря обнародованию личной информации следственным комитетом», — прокомментировала Собчак в Twitter.
Некий 29-летний Валерий Якутин из города Шахты Ростовской области в воскресенье пытался проникнуть в квартиру Собчак, сообщил в Twitetr Яшин: «Ломится некий странный тип... Мужчина полез ко мне драться, и его увезли в ОВД «Тверское». Документов у него нет. Полиции представился Валерой». «В полиции говорят, обычный городской сумасшедший», — добавил Яшин.
У Собчак есть шансы избежать уголовного преследования
«Проверку должны провести налоговики, потом инспекция в случае успеха передаст свои материалы правоохранителям, — говорит независимый налоговый консультант Светлана Оганджанянц. — Но, во-первых, в декларациях физических лиц не учитываются доходы, с которых заплатили налоги налоговые агенты, то есть контрагенты юридические лица. Они обязаны по закону это делать. Если в декларации есть доходы от телеканалов, которые должны были удерживать с Собчак налоги, то их могут привлечь к разбирательству».
Кроме того, эксперт уверена, что налоговикам будет сложно доказать, что изъятые деньги — это доход именно 2010-2011 годов, а не за более ранние периоды, ведь срок давности по налоговым правонарушениям составляет три года: «А если она заработала эти деньги в 2012-м? Тогда она их еще не обязана декларировать».
Если налоговой удастся доказать уклонение от уплаты налогов, то, во-первых, речь пойдет о взыскании штрафа и недоимки, отмечает партнер юридической компании «Налоговик» Сергей Варламов. Это около 20% сокрытой суммы, если Собчак уклонилась неумышленно, или 40% — если умышленно; плюс пени по ставке рефинансирования. По подсчетам Варламова, с каждой сокрытой тысячи может быть взыскано до 427-627 рублей. Штраф за три прошедших года может превысить 5 млн рублей.
По словам Варламова, при худшем сценарии власти могут применить ст. 198 УК РФ — уклонение от уплаты налогов с физического лица, по которой максимальное наказание составляет три года тюрьмы. Правда, в отношении этой статьи действует реабилитирующее исключение: нарушитель освобождается от ответственности, если совершил налоговое преступление впервые и полностью выплатил недоимку, штраф и пени.
Яшина от ареста спасла возлюбленная
О том, что свидетели по делу о беспорядках 6 мая могут стать обвиняемыми, слухи ходят уже давно. Об этом, в частности, говорил Илья Яшин. Он опасался, что будет арестован уже во время второго допроса. Впрочем, опасения не подтвердились. В Twitter Яшин даже предположил, что в тот день его спасло заступничество возлюбленной. Оппозиционер опубликовал фотографию трогательного письма Собчак следователю, просившую «не сажать» ее любимого человека.
Но в СКР тем временем успокаивать оппозиционеров не спешат. В минувшую пятницу официальный представитель ведомства Владимир Маркин заявил: «Не исключено, что со временем кто-то из фигурантов может поменять свой процессуальный статус и перейти из свидетелей в подозреваемые».
Он пояснил, что обыски, которые прошли на этой неделе, «были связаны, во-первых, с тем, что у следствия имелась оперативная информация, о том, что организаторы митинга 6 мая и лидеры оппозиции могли быть причастны к организации массовых беспорядков». «Во-вторых, следствие должно было проверить информацию, которая получена после задержания и допросов активных участников массовых беспорядков, которых уже 13 человек», — добавил Маркин, не уточнив, что именно это за информация.
«Есть, к сожалению, основания полагать, что кто-то из уже арестованных по делу 6 мая начал давать показания против других участников акции», — писал в микроблоге Яшин.
Он, впрочем, признал, что информация о якобы готовящемся аресте была всего лишь «информационным вбросом», который «явно преследовал цель спровоцировать побег из страны».
Следствие пока не уточняет, в чем именно могут обвинить каждого из лидеров оппозиции. Если Собчак сейчас могут вменить уклонение от уплаты налогов, то у остальных оппозиционеров, в чьих домах прошли обыски, крупных денежных сумм найдено не было. Пока что активисты могут только гадать. «Нас могут подозревать в чем угодно: от фальшивомонетничества до организации финансирования митингов», — заявляла Собчак.