Основные клиенты торговцев оружием — браконьеры, грабители и наемные убийцы. Но цена на каждый "ствол" зависит от заказчика и конкретной ситуации, подчеркивает начальник отдела по расследованию заказных убийств Управления уголовных расследований Вадим Иванов.
Пистолет для киллера
Специфика нелегального оружейного рынка Латвии следующая: для самообороны люди предпочитают покупать легальные стволы в магазинах. Незарегистрированное оружие в основном требуется для браконьерства и совершения вооруженных разбоев и убийств. При этом в Латвии уже появились свои самые распространенные марки оружия и устоялись цены.
— Контролем за оборотом нелегального оружия наш отдел занимается не случайно. Как правило, вначале киллер получает заказ и только потом ищет оружие для выполнения убийства. Наша задача постараться ему в этом помешать.
По наблюдениям г-на Иванова, самые популярные марки оружия у исполнителей заказных убийств — Макаров и ТТ. Для этих пистолетов не проблема достать глушители и патроны. Плюс они относительно не дороги, поэтому после убийства такой ствол совсем не жалко сбросить.
– На нелегальный рынок это оружие и боеприпасы иногда попадает прямо из армии. Но все-таки основные поставщики стволов — черные следопыты и коллекционеры. Плюс оружие делают в нелегальных оружейных мастерских и контрабандой привозят из России.
Черные следопыты и коллекционеры
«Черными» следопытами — в основном становятся жители провинции. География работ — Рижский район, окрестности Елгавы с Добеле, Тукумс, Салдус, Кулдига, Вентспилс, Даугавпилс и Резекне. Именно в этих местах проходили самые крупные сражения 1-й и 2-й мировых войн. Поисковики обходят эти места, вооруженные импортными металлоискателями за несколько тысяч долларов.
— Сами «черные» следопыты найденное оружие используют очень редко. Они просто на нем зарабатывают. При этом главные клиенты поисковиков — все-таки коллекционеры. Впрочем, распространенные марки оружия и коллекционеры, и копатели легко перепродают. Поэтому мы вынуждены плотно контролировать этот контингент.
В прошлом году полиция задержала одного из коллекционеров на продаже автомата ППШ. При обыске у него дома была обнаружена снайперская винтовка Мосина с оптикой, пистолет «ТТ», «Маузер» и куча патронов. Все изъятое оружие было в отличном состоянии.
Кстати, еще один из откопанных автоматов ППШ, всплыл на прошлогодних вооруженных ограблениях в Сигулде. Тогда с интервалом в несколько дней были ограблены два игровых зала. Но полиции через пойманного торговца автоматами довольно быстро удалось задержать группу вооруженных налетчиков.
Оружейные заводики
Большинство откопанного оружия находится в плачевном состоянии. Но это проблем легко разрешима. Безработных токарей и фрезеровщиков высокого класса в Латвии хватает. Именно с их помощью оружие приводится в порядок. Задержать подобных мастеров довольно трудно, потому что они работают в одиночку и только с проверенными клиентами. Цена ремонта довольно невысока — от нескольких десятков до пары сотен латов.
Кроме ремонта оружия эти же мастера по спецзаказу могут сделать даже самодельный автомат с глушителем. Несколько раз полиция изымала подобные стволы.
Самый громкий пример: именно из такого оружия в свое время был расстрелян судья Янис Лаукрозе.
Цены: «красная девятка» за 3000 латов
Но в основном в нелегальном обороте вращается все-таки серийное оружие. Что характерно: цены на нелегальное оружие очень сильно колеблются. Все зависит от личности продавца и внешнего вида покупателя.
— Например, приблизительная цена автомата Калашникова на нашем рынке от 400 до 1000 латов. За ППШ просят 150-400 латов. Макаров и ТТ стоит не дороже 400. Но однажды нам удалось купить такой ствол всего за 50 латов. Его украл наркоман и пытался быстро реализовать. Нам по оперативным каналам удалось первыми выкупить этот пистолет и задержать продавца.
Дополнительную накрутку торговцы ставят, если оружие редкое.
— Однажды продавец запросил за Маузер с деревянной кобурой времен революции сразу 3000 латов. У этого пистолета калибр был 9 мм, а не 7,63, как у большинства его собратьев. Как оказалось, среди коллекционеров его называют «красной девяткой». Он выпускался ограниченными партиями для вооружения офицеров, воюющих в Африке.
И о взрывчатке
Кроме стрелкового оружия на черном рынке продается взрывчатка. К счастью, для совершения преступлений и убийств бомбы в Латвии используются довольно редко. Последние случай применения взрывчатки — подрыв даугавпилского отделения Службы Госдоходов 16 апреля прошлого года. Тогда взрывом были выбиты 11 стекол.
— Самая распространенная взрывчатка на черном рынке — простые толовые шашки. Диапазон цен весьма широк от 5 до 50 латов. Этот тротил знающие люди выплавляют из снарядов и мин. К сожалению, у нас можно достать и более современные взрывчатые вещества. Например, гранаты «Ф1» и пластид, которые остались после вывода Советской армии.
Полиция: продолжим внедрятся
По мнению Вадима Иванова, проблема с нелегальным оборотом оружия будет беспокоить полицию еще очень долго.
— Конечно, у теневого оружейного бизнеса обороты совсем не такие, как у наркоторговли. Но остатки арсеналов Советской армии и оружие с полей боев будет всплывать еще не раз. Пистолеты, автоматы и бомбы придуманы для того, чтобы убивать. Поэтому работа по нелегальным оружейникам еще долго будет одной из наших первоочередных задач.