На прошлой неделе Крастиньш рассказал в суде, что работает в Вентспилсе с 70-х годов прошлого века. Но с нынешним градоначальником он познакомился лишь в конце 80-х.
Тогда Айвар Лембергс показался Владимиру Крастиньшу очень умным, энергичным, целеустремленным и вообще приятным человеком. Но потом, как отметил потерпевший, «Лембергс стал другим». Какие именно перемены произошли в будущем мэре, он ответить не смог. Но добавил, что «когда обычный партиец, у которого есть «жигули» и цветной телевизор, становится владельцев заводов-домов-пароходов, в этом человеке происходят невозвратимые перемены».
Потерпевший отметил, что со временем Лембергс приобрел особую власть в Вентспилсе. Его возможности были не ограничены, а требования нельзя было не выполнять.
К примеру, в 1994-95 годах Крастиньшу принадлежало 5% долевого капитала фирмы Lat Transnafta (это более 42 тысяч латов), потом к нему пришел Лембергс и попросил «подарить» 3%, рассказал потерпевший в суде. Владимир выполнил требуемое, расставшись с более чем половиной принадлежащего ему капитала в размере 25 600 латов. Сейчас же Крастиньш оценивает свои убытки в 825 600 латов.
Крастиньш уверен: не отдай он тогда мэру часть капитала, его бы бизнеса в Вентспилсе уже давно не было. Фирма была бы распущена или продана за один лат – таково его мнение.
А еще потерпевший пережил инфаркт, после чего был вынужден в интересах Лембергса подписать поддельные документы в прокуратуре.
Допрос Владимира Крастиньша продолжится завтра.
Напомним, что предприниматель Крастиньш изменил свои показания после того, как Айвар Лембергс был задержан. Об этом говорится в книге Лато Лапсы «Как украсть миллиард». По словам предпринимателя, на предварительном следствии он дал ложные показания.
Изначально Крастиньша допрашивали в статусе свидетеля, однако позже он стал потерпевшим. По его словам, в 2006 году на предварительном следствии он давал ложные показания: «(...) во всех изначальных пояснениях и свидетельствах в прокуратуре я давал сведения, которые не соответствуют действительности». «(...) я давал ложные показания и пояснения, так как боялся возможного влияния на меня Айвара Лембергса, в случае, если я буду свидетельствовать против него (...)». Также потерпевший указывает, что не мог отказаться выполнять указания Лембергса, «иначе мой бизнес в Вентспилсе больше не мог бы работать, он был бы под угрозой».
Однако в 2008 году Крастиньш уверился, что влияние мэра Вентспилса уменьшилось, поэтому он решил «говорить правду».
На допросе 11 января 2008 года Крастиньш признает, что ему причинены убытки на 25 600 латов в связи с «дарением Айвару Лембергсу» 3% долей SIA Lat Transnafta.