Теперь администратор начнет подготовку для распродажи активов и имущества банка, чтобы вернуть средства пострадавшим крупным вкладчикам и кредиторам. Крупнейший кредитор – государственный Гарантийный фонд вкладов, из средств которого были выплачены компенсации вкладчикам банка, размер вклада которых не превышал 100 000 евро.
У суда к администратору нет претензий
Заседание началось с того, что судья Унгурс объявил решение по более чем 10 жалобам на администратора банка — KPMG Baltics. Претензии выдвигали экс-руководители банка и некоторые из его кредиторов. Они настаивали: от спасения банка отказываться нельзя. Они требовали отстранить администратора, отклонить просьбу о начале банкротства, после чего рассмотреть планы санации. В числе прочих к администратору претензии высказали: Владимир Антонов, Андрис Аргалис, ООО Izdevniecība žurnāls Santa, Рижская дума и другие. Однако суд посчитал, что для претензий нет оснований и отклонил их.
После этого началось обсуждение непосредственно банкротства. Представители администратора напомнили: согласно их данным, единственным выходом в ситуации с Krājbanka было банкротство.
— Мы получили 7 предложений о санации, два их которых были оформлены как планы санации, но ни один план не выглядел жизнеспособным, — заявил в суде корпоративный финансовый директор KPMG Baltics Айвар Юрцанс.
Споры о санации
Представители кредиторов и экс-члены правления банка продолжали настаивать: банк можно было спасти или хотя обсудить планы санации на общем собрании кредиторов. Но против этого жестко выступила представитель Комиссии рынка финансов и капитала (КРФК) Инга Петерсоне:
— Без поддержки государства санация была бы невозможна. Понадобилась бы помощь Гарантийного фонда вкладов. Однако Министерство финансов четко указало: государство не заинтересовано в спасении Krājbanka. Этот банк не является системообразующим, влияние на народное хозяйство оказывал небольшое. В связи с этим в сложившейся ситуации банкротство – наилучшее решение.
По словам истцов, на спасение Krājbanka понадобилось бы 171 млн латов.
В свою очередь экс-член правления и один из жалобщиков на действия администратора Мартиньш Заланс изложил в суде свой план по спасению Krājbanka, подчеркнув, что для претворения плана в жизнь было все необходимое. Требовалось только одно: чтобы Гарантийный фонд вкладов немного снизил свои требования.
— Подобное жонглирование цифрами и свободная интерпретация законов, возможно, в итоге и довела банк до того, что он оказался неплатежеспособным, — заявил в ответ представитель KPMG Baltics Янис Озолиньш.
Что будет дальше
Полный приговор суд объявит 15 мая.
— Жаль, что решение суда о банкротстве заняло два месяца, мы рассчитывали, что оно будет принято еще в марте, — заявил журналистам представитель администратора Айвар Юрцанс после суда. – Определенно, это не пошло на пользу активам.
Он также пояснил: уже в ближайшее время начнется работа по их продаже. В первую очередь – кредитного портфеля. Кредиты разгруппируют по качеству, сроку выдачи и т.д. После этого будет решаться вопрос, в каких лотах кредиты будут предложены потенциальным покупателям. При этом, по словам г-на Юрцанса, со стороны бизнесменов есть интерес к недвижимости банка, отдельным кредитам, банкоматам и т.д. Всего времени на реализацию может уйти от 13 до 16 месяцев.
Однако возврат тех самых 100 миллионов на корреспондентских счетах, скорее всего, вопрос гораздо более долгого времени – возможно, нескольких лет, говорит он.
На вопрос, ожидается ли еще какое-то противостояние с кредиторами — подателями жалоб, г-н Юрцанс ответил так:
— Спрашивать об этом, скорее всего, стоит у них самих. Как такового противоборства нет. Разумеется, у кредиторов есть право жаловаться на действия администратора. Но администратор работает в интересах кредиторов.
Для справки
18 ноября 2011 года представители КРФК связались с членом правления банка Мартиньшем Залансом и проинформировали его о необходимости перечислить на корреспондентский счет Krājbanka, открытый в DeutscheBank, имеющиеся средства на корреспондентских счетах в банках СНГ, в австрийских MeinlBank и VTGBankAG, а также в банке Люксембурга East-WestBank. Первым должен был быть осуществлен перевод денег с российского корреспондентского счета в Investbank и Sberkred.
Так как это не входило в компетенцию Заланса, КРФК адресовала просьбу другому члену правления Krājbanka Дзинтарсу Пелцбергсу, который дал задание выполнить эту просьбу Операционному управлению. После этого Пелцбергс сообщил правлению банка, что такое резкое уменьшение остатка счета необходимо согласовать с соответствующим банком-корреспондентом. Они решили связаться с Владимиром Антоновым, чтобы говорить о полном переносе имеющихся средств в Investbank на указанный счет КРФК . Однако Антонов пояснил, что корреспондентский счет Krājbanka в Investbank и Sberkred заложен, поэтому перевод денег невозможен. Аналогичные трудности будут у Krājbanka и в европейских банках, сказал он.
После этого состоялась видеоконференция с участием правления банка и Антоновым, который заявил, что имеющиеся средства на корреспондентских счетах заложены по его инициативе в пользу других кредитных обязательств, которые используются для погашения расходов, не связанных с деятельностью Krājbankа.
На вопрос замглавы КРФК Яниса Бразовского, кто от имени банка подписал договоры, Антонов заявил, что подписал он и Приедитис, другие члены правления банка о произошедшем не были проинформированы.
Правление банка 18 ноября обратилось в прокуратуру. Еще через пару дней приостановили деятельность Krājbanka.
Банк был объявлен неплатежеспособным 23 декабря 2011 года. Далее – 23 февраля 2012 года — администратор банка компания KPMG Baltics подала заявление о банкротстве банка.
Крупнейшими кредиторами «Крайбанка» являются Гарантийный фонд вкладов (60% общей суммы требований), государственные органы (14%), субординированные кредиторы (4%), финансовые учреждения (2%) и остальные вкладчики (20%).