— Ни одного документа, подтверждающего вину Цибульской мы пока не видели, — твердо заявляет адвокат. — Откуда взялся миллион — вообще понять трудно.
Защитник настаивает: Наина Цибульская никаких решений единолично не принимала. За договоры рынка была ответственна комиссия по закупкам, утвержденная Рижской думой, Цибульская в неё даже не входила.
Впрочем, у г-н Давидовича следствие вызывает ряд вопросов. К примеру, по его словам, сроки расследования продлевались два раза. В начале апреля истечет последний отведенный период.
— Возможно, с этим и связано объявление KNAB, — предполагает адвокат. — Однако за время расследования Цибульскую допрашивали всего два раза: один раз в тюрьме и второй раз через полгода.
По словам адвоката, обычно перед передачей дела в прокуратуру следователи вызывают подозреваемых, чтобы "расставить все точки над i". Однако с его клиенткой никто на этот счет не говорил. Так что защита теряется в догадках, что же ей вменяют.
— Стоит отметить и такую закономерность: как только в KNAB происходят какие-то внутренние неурядицы, тут же появляются какие-то громкие дела. Дело Latvenergo вспыхнуло когда? Когда Юту Стрике вызвали в парламент. И сразу оказалось, что она не может придти. Сейчас вот премьерские обсуждения — и сразу дело Цибульской.
По словам г-н Давидовича, у него нет уверенности, что это дело дойдет до суда, а тем более до обвинительного приговора.
Что им вменяют борцы с коррупцией
В качестве соучастников в деле фигурируют четыре частных лица. Кроме злоупотреблений экс-главе рынка и одному из соучастников KNAB вменяется и отмыв.
Речь идет о спорных договорах субаренды: по мнению KNAB, некая фирма снимала землю у Центрального рынка и сдавала ее другим арендаторам по завышенным ценам.
Подозреваемая до 1997 года сама входила в число учредителей некой фирмы (борцы с коррупцией пока не оглашают название компании, но по неофициальной информации, это Tirdzniecības nams Latgales priekšpilsētā). В 1997 году от фирмы Цибульская избавилась, но хоть официально их ничего не связывало, фактически продолжала ею руководить. Фирма арендовала у Центрального рынка торговые места по «лимонадным» ценам, но затем сдавала коммерсантам по заметно завышенным.
Далее дивиденды компании снимались через частных лиц. В итоге прибыль от сдачи в аренду территорий рынка получали частные лица, а не его акционер — Рижская дума.
Чтобы скрыть свою противозаконную деятельность, деньги перечислялись на иностранные счета. За все время, по мнению следователей, руководитель рынка заработала как минимум миллион латов. Саму фирму участники группы использовали по личным надобностям, к примеру, списывая на нее свои счета за мобильные разговоры или автомобильный лизинг.
Справка
* Биография
Наина Цибульска работала на Центральном рынке с 19 лет — впервые ее туда привела мама, чтобы через знакомых устроить товароведом. Далее: работала инспектором в Министерстве торговли, с 1997 года — член правления рижского Центрального рынка.
В декабре 2008 года оперативниками KNAB были задержаны сама Наина Цибульска, ее сын Артем и его бизнес-партнер Вячеслав Митин (юрист Центрального рынка).
Мать и сын Цибульские пробыли под стражей до 25 февраля 2009 года.
* Имущество
На момент задержания г-же Цибульской принадлежала квартира в Юрмале стоимостью 47 000 латов, которую ей в 2002 году подарила некая Инга Берзиня. В том же году она сама приобрела квартиру площадью 130 квадратных метров на улице Валдемара за 34 000 латов. Судя по банковской декларации, доходы ее в то время составляли 1200 латов до уплаты налогов. В банке были накопления – около 35 000 латов.
Без кредита вместе с сыном в 2006 году Наина Цибульска приобрела престижную квартиру в Юрмале, на проспекте Дзинтару, за 250 000 евро. В этом же доме квартиры приобрели адвокат Иван Грунте и банкир Вилорий Белоконь.
Зарплата от Центрального рынка для Цибульской составляла 4000 латов в месяц до уплаты налогов.
* Семья
Сыну Наины Цибульской принадлежали части капиталов в трех фирмах. Его главное детище – юридическая фирма Jurlats, половина которой, кстати, принадлежит юристу Центрального рынка Вячеславу Митину.