На ковёр были приглашены бывший председатель правления RB Rail Агнис Дрикснса и главный технический эксперт Eiropas Dzelzceļa līnijas Янис Эйдукc. В течение четырех часов депутаты парламентской следственной комиссии задавали вопросы по нескольким документам, относящимся к строительству Rail Baltica. Это договор акционеров RB Rail, ратифицированная и поддержанная всеми министерствами сообщений стран Балтии контрактинг - схема и ратификация Сейма договора о строительстве Rail Baltica 2017 года.
"Мерседес" в шикарной комплектации
«Решение Сейма основано на исследовательском документе 2011 года, в котором было указано, что трасса пройдет довольно прямо. Основная трасса с остановкой на Рижском железнодорожном вокзале в очень простом решении — без региональных станций, без Рижской петли, с затратами в 1.2 миллиарда евро. Это то, что Сейм ратифицировал.
Несмотря на это, возникла ситуация, когда параллельно в Кабинет министров пришёл документ и утвержден указ на 1.96 миллиардов. То есть эти 1,96 миллиардов — Рижская петля, которая появилась. В Сейме нет таких документов, где бы было видно, что Сейм делегировал это правительству», — говорит глава парламентской следственной комиссии Андрис Кулбергс («Объединенный список»).
Как выяснили сегодня депутаты, различные предложения по изменению в строительстве Rail Baltica поступали от министров, советников, предпринимателей, проектировщиков. И это не оценивалось в плане затрат на их реализацию.
«Так что эти изменения-изменения-изменения привели к тому, что мы заказали «мерседес» с очень многими опциями. И не оценили, можем ли мы позволить себе такой «мерседес» купить и эксплуатировать. В распоряжении [подготовленном] для Кабинета министров нет раздела о том, что это будет означать для бюджета, о влиянии на бюджет», — утверждает А. Кулбергс.
«Про финансовое влияние — почему там это не написано, по правде говоря, я не знаю», — сказал во время заседания бывший председатель правления RB Rail AS Агнис Дриксна.
«Я просто удивляюсь, как же тогда латвийское государство планировало свои бюджетные траты на всё это, потому что, как мы сегодня и убедились, когда было утверждено распоряжение Кабинета министров в 2016 году, там ничего не было обозначено, сколько это будет стоить. Министерство финансов ничего не согласовывало, и это сюрприз. Видимо, все действовали по принципу, что мы по частям будем просить у Европейской комиссии, нам Европейская комиссия даст» — делится впечатлениями Скайдрите Абрама, член парламентской следственной комиссии от «Прогрессивных».
"Кто-то же это принес"
Комиссия обратится в прокуратуру, чтобы она оценила ситуацию.
«Я думаю, что виновные четко видны на документах. Кто-то готовил эти документы, кто-то принёс. Кто-то их в Кабинете министров утвердил, а значит, кто-то ввел в заблуждение Сейм. Прокуратуре надо оценить, как правительство могло решить — без делегирования со стороны Сейма — о введении Рижской петли в проект. Ещё один существенный факт: нет никого кто оценивал значение изменений в проекте», — отмечает А. Кулбергс.
На следующее заседание парламентская следственная комиссия соберётся через 2 недели.
Первоначальная оценка стоимости всей магистрали составляла 3,68 млрд евро, в 2017 году ее пересмотрели, повысив до 5,79 млрд. В середине июня программа De facto Латвийского телевидения сообщила, что стоимость латвийской части проекта может вырасти до 9,6 млрд евро, если реализовывать весь проект целиком, но разбив его на части и построив лишь одну колею, можно уложиться в 6,4 миллиарда. Аудит ранее показал, что дефицит необходимого проекту бюджета в масштабах региона может достигать 10-19 млрд евро и что реализация проекта на годы отстает от графика.
Источник - rus.lsm.lv