Проект был начат, когда президентом Latvijas dzelzceļš был Угис Магонис. Нынешний председатель правления предприятия Эдвинс Берзиньш, которому министр транспорта Талис Линкайтс на минувшей неделе выразил недоверие, был членом правления. Партнер проекта был выбран без конкурса.
Берзиньш пояснил телепередаче, что помнит заседание, на котором тогдашний директор по развитию, а ныне руководитель Общества железнодорожных инженеров Марис Риекстиньш представлял проект, и подчеркнул, что в то время не было повода для подозрений.
А Риекстиньш сказал, что коммуникация велась с разными специалистами и кто-то порекомендовал фирму Composite Constructions, которая ранее уже работала с инновационными материалами.
Стена должна была обойтись в полтора миллиона евро и половину покрыл бы Евросоюз. Когда выяснилось, что проект не начался, а от Composit Constructions нет никаких вестей о том, куда потрачены 540 000 евро, Latvijas dzelzceļš обратился в Государственную полицию, но она не увидела преступления. Решение полиции не было обжаловано в прокуратуре.
По словам Берзиньша, полиция выяснила, что у компании достаточно много средств и она работает. Latvijas dzelzceļš обратился в компанию и призвал работать либо вернуть средства.
Nekā personīga выяснила, что большая часть денег была переведена из Composit Constructions двум зарегистрированным в Гонконге фирмам с названиями, которые указывают на то, что они занимаются нанотехнологиями и торговлей. Одна из них, Nanotech Industrial Engineering, которой было переведено 328 825,68 евро, ликвидирована в марте этого года. Еще одной компании, Inco Trading International Limited, переведено 198 100 евро.
В прошлом году Latvijas dzelzceļš пришлось вернуть выделенные еврофондом средства на стену для поглощения шума. А осенью он просил начать процесс неплатежеспособности Composit Constructions.
Прошло почти четыре года с тех пор, как железная дорога в ходе аудита пришла к выводу, что в проекте имеются проблемы. Когда предприятие перешло к администратору неплатежеспособности, денег на счетах уже не было. Администратору неплатежеспособности Андрею Воронцову показалось подозрительным, что фирма вообще без конкурса и обеспечения могла получить деньги от Latvijas dzelzceļš, поэтому он обратился в KNAB, выяснила телепередача.
Воронцов сказал, что, по его мнению, правление Latvijas dzelzceļš не могло не знать об этой ситуации и его действия не надлежащие. По поводу действий бывшего члена правления и единственного участника Composit Constructions Андрейса Жагарса он обратился в Государственную полицию, а по поводу действий должностных лиц Latvijas dzelzceļš — в KNAB.
Администратор считал, что Latvijas dzelzceļš нельзя признавать кредитором Composite Constructions, но Latvijas dzelzceļš не согласился с этим и обратился в суд. Суд решил в пользу Latvijas dzelzceļš, однако администратор опротестовал постановление в Генеральной прокуратуре.
По мнению Воронцова, Latvijas dzelzceļš «борется за статус кредитора, чтобы не наступила ответственность соответствующих должностных лиц». Между тем председатель правления Latvijas dzelzceļš Берзиньш уверен, что работники предприятия, которые были ответственны за этот договор, действовали ответственно.
Телепередаче стало известно, что Совет по конкуренции и Еврокомиссия начали дела о вероятных нарушениях Latvijas dzelzceļš. Член Совета по конкуренции Янис Рачко пояснил, что у Latvijas dzelzceļš и его дочерней компании есть эксклюзивное право на перевозку грузов на определенных участках. Возникает вопрос: не злоупотребляют ли этим правом предприятия, применяя, возможно, чрезмерные тарифы и, возможно, выдавливая конкурентов с рынка или отнимая клиентов.
Грузы по железной дороге в Латвии возят лишь несколько предприятий — дочернее предпритиятие Latvijas dzelzceļš — LDz Cargo и две частные фирмы. LDz Cargo единственное, кому можно перевозить грузы на небольшом участке от российской и белорусской границ до узлов Latvijas dzelzceļš в Даугавпилсе и Резекне. Не пересекая этих участков, грузы в Латвии невозможно перевозить. Поэтому LDz Cargo способен влиять на бизнес всех перевозчиков, заключает Nekā personīga.
Директор Государственной железнодорожной администрации Юрис Иесалниекс обнаружил, что сейчас происходят попытки убедить Еврокомиссию в том, что ей не надо вмешиваться и Латвия сама сможет справиться, но он подчеркивает, что это можно сделать лишь тогда, когда латвийская сторона поймет, что это надо менять.
Источник - freecity.lv