Используя автоматизированную систему, ведомство получило кадастровую стоимость более чем миллиона объектов по всей стране. Самый резкий ее прирост, на 167%, переживут сельхозугодья и леса. Заметно подорожают и квартиры в новостройках (особенно это касается столичного региона) и индивидуальные дома, возведенные после 2000 года.
Ранее планировалось, что новые кадастровые расценки вступят в силу уже в 2022 году, но пока документ в правительство не подан, потому что остаются неясности вокруг начисления налогов, привязанных к кадастровой стоимости недвижимости. Помимо налога на недвижимость (NĪN), от размера кадастра зависят также различные пошлины, размер арендной платы, цена имущества в момент отчуждения и другие платежи (согласно нормативным актам, их около 30). Для самоуправлений же, которые и взимают NĪN, одной из целей использования налога является содержание публичной инфраструктуры.
Владелец крестьянского хозяйства Liepziedi (Озолниекский край) Гундар Лиепа рассказал LTV, что сейчас кадастровая стоимость одного гектара сельскохозяйственной земли равна 1700-1800 евро, а прогнозируемая — в 2,7 раза выше. И если в этом году Лиепа уплатил налог на недвижимость в размере 11 тыс. евро, впоследствии ему придется платить по 30 тысяч в год. Это за то, что самоуправление игнорирует просьбы привести в порядок грунтовую дорогу и установило ограничение на вес транспорта — 10 тонн, из-за чего Гунтар не может законным образом переправить собранное зерно из своих амбаров в порт? Фермеру пришлось раскисшую дорогу чинить — щебень покупал сам. Трактора вязли.
В Земгале сделок мало, и заключаются они по высоким ценам. Так что тут кадастровая стоимость вырастет втрое. Волнуются и владельцы новых особняков в поселках под Ригой, и обладатели новых квартир. Но Земельная служба ориентировалась на рыночную стоимость недвижимости, определяя базу для начисления — это около 50 тысяч сделок, а рынок под Ригой показал весьма заметное удорожание индивидуальных домов в последние годы, говорит старший методист департамента VZD по оценке недвижимости Элза Мурашева. Нужно учитывать и то, что кадастровая стоимость ранее определялась в размере 85% рыночной, а будет приравнена к ней (плюс-минус 10%). Так решил Сейм прежнего созыва.
На практике автоматизированный расчет кадастровой стоимости приводит к тому, что кое-где она заметно опережает рыночную. Вот продали в прошлом году здание в Риге на ул. Бривибас за 600 тыс. евро — а планируемая кадастровая стоимость почему-то показана 1,2 миллиона. Что повлечет за собой и неадекватно высокие налоговые платежи.
Отраслевые негосударственные организации призывают пересмотреть методы оценки объектов. И возродить Консультативный совет по вопросам кадастровой стоимости. В настоящее время ближе всего к реальной кадастровая стоимость квартир и групп помещений — потому что для них проще ее рассчитать, говорит член правления Ассоциации оценки недвижимости Артур Журомскис. Но все равно разброс велик, хотя корреляция с рынком и есть. А вот для недвижимости за пределами Риги разброс колоссален, говорит специалист, и связь с реальными ценами сделок куда слабее. Вот и выходит, что «серийка» в Риге по кадастровой стоимости ближе к рыночной, чем загородный дом близ Даугавы вне Риги, чья кадастровая стоимость сильно отстает от реальной.
Автоматизированный расчет кадастровой стоимости по новой методике призван был намного точнее устанавливать цену объектов. Но в VZD признают, что ошибки есть, и для таких случаев ищут решения.
Для массовой обработки данные берут из Земельной книги — а качество данных там хромает, они часто не обновляются, прозвучало в передаче. Другие государства эту проблему решают, оплачивая труд оценщиков и актуализируя сведения, рассказала научный сотрудник факультета архитектуры РТУ Сармите Барвика.
Рассчитанную новую кадастровую стоимость недвижимости в июле передали на общественное обсуждение, и оказалось оно бурным, так что его (изначально запланированное на две недели) продлили до конца августа. Возражения обобщают, ошибки выявляют и исправляют. Но вот индивидуальные проблемы не будут решаться. Особенно больно это воспринимают крестьяне — ведь в 2015-м на десять лет было наложено ограничение на ежегодный рост налога на сельхозугодья (не более чем по 10%).
Может, мораторий и продлят, но все пока пребывают в неведении. Сармите Барвика предостерегает, что можно, конечно, заморозить кадастровую стоимость, но делать это нежелательно — неизбежно настанет момент, когда несоответствие рыночной цене «станет действительно давящим». Пример — Эстония, где двадцать лет кадастровую стоимость недвижимости не трогали. А как изменили, она подскочила в среднем в семь раз. Если политики снова положат решение проблемы под сукно еще на несколько лет, как уже предлагалось — в следующий раз при актуализации кадастровой стоимости скачок будет еще резче, прозвучало в передаче.
Источник - rus.lsm.lv