Перед депутатами выступила Диана Курпниеце (на снимке) — руководитель отдела борьбы с коррупцией KNAB.
О конкурсах для «блатных»
Депутаты и представитель KNAB обсуждали механизм конкурсов, при которых побеждают «свои люди».
Напомним одно конкретное дело. Орландо Розенса арестовали в марте 2008 года по подозрению в том, что он помогал некоему предприятию побеждать в конкурсах за право реновации социального центра Krasts на ул. Резнас. Общая сумма сделки в случае победы составляла 139 756 латов.
Вчера г-жа Курпниеце пояснила депутатам, каким образом достигалась победа в конкурсах (пока, по ее словам, доказано 4 эпизода):
— Обвиняемый составлял требования для кандидатов. В них он указывал очень много деталей по оформлению заявки. Множество мелочей — например, что печать должна быть на каждой странице и т.д. Поэтому 7 фирм-кандидаток просто не заметили всех требований и, соответственно, их не выполнили. Для «блатной» фирмы этот юрист сам оформлял заявки — совершенно идеально.
И вот для того, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем, г-жа Курпниеце предложила депутатам продумать план, как усилить внутренний контроль за сотрудниками думы и принимаемыми решениями.
Всеобщего восторга это предложение не вызвало:
— Вы нам предлагаете становиться такими павликами морозовыми, может, еще телефон скажете, куда звонить, и вознаграждение пообещаете? При этом оперируете такими неконкретными понятиями, как «риск возникновения коррупции», — сыронизировал депутат от объединения ЛП/ЛЦ Янис Шмитс.
Госпожа Курпниеце пообещала депутатам неконкретные понятия разъяснить.
«Секретаршам шоколадки не брать!»
По словам г-жи Курпниеце, работу KNAB сейчас сильно затрудняет такой момент:
— В Рижской думе приблизительно 80%, а то и больше, сотрудников не являются должностными лицами. То есть на них не распространяется Закон о должностных лицах. А значит, все, что они «берут», взятками не является. Но просто необходимо разработать правила в каждой структуре, чтобы те же секретарши от посетителей, подающих документы, «не принимали шоколадок».
В ответ у некоторых депутатов от ЛПП/ЛЦ нашлись встречные претензии к KNAB. Вопросы и претензии к представителю бюро были такие: 1) почему у KNAB есть любимые депутаты, а есть нелюбимые. Например, почему KNAB так долго не предоставлял сведения о финансовых сделках Эйнара Репше в специальную парламентскую комиссию, созданную для разбирательства в этом вопросе; 2) входят ли в состав Консультативного совета KNAB организации, которые финансирует Фонд Сороса?
На первый вопрос г-жа Курпниеце ответила так: задержка по предоставлению комиссии документов по сделкам Эйнара Репше была связана с отправкой запросов в США. Что же касается организаций, входящих в Консультативный совет, депутаты всегда могут сделать запрос и выяснить всех их спонсоров.
— Кажется, раньше Общество за открытость Delna и Центр общественной политики Providus финансировались этим фондом... Вы можете сделать запрос и узнать про всех спонсоров этих организаций, — пояснила г-жа Курпниеце.