Теперь оба «дорожника» требуют у государства компенсацию своего морального ущерба. А именно: по 300 000 латов каждому. Претензии имеются также к прокуратуре, которая санкционировала процесс, и Госполиции, откуда их уволили.
Главный свидетель "соскочил "
Сегодня в суде представитель Бюро по борьбе и предотвращению коррупции Кристине Асаре отметила, что уголовный процесс в отношении экс-полицейских пришлось закрыть, потому что главный свидетель отказался сотрудничать с KNAB и перестал давать показания.
Сейчас г-жа Асаре признаёт иск полицейских лишь частично и, так же как и защита Гепрокуратуры, считает, что каждому полицейскому нужно выплатить по 500 латов. И на этом закрыть дело. Госполиция, в свою очередь, никаких исков не признаёт.
Близкие «дорожников» тоже серьёзно пострадали
Юридический представитель бывших «дорожников» Станислав Назаров продолжил настаивать на своём: 40 дней его подзащитных продержали в изоляторе в нечеловеческих условиях. Из-за этого пострадало не только их здоровье, но и был нанесён вред их семьях, которых лишили кормильцев (банковские счета подозреваемых также были блокированы).
Коллеги Яукулиса и Юрченокса, вызванные сегодня в суд в качестве свидетелей, характеризовали своих бывших товарищей лишь с положительной стороны: «Оба были ответственными и порядочными работниками. Яукулис был особо перспективным, он ещё во время стажировки, когда учился на полицейского, показал себя хорошим полицейским».
Свидетели также отметили, что Ренар очень хотел работать в подразделении «Альфы», но в связи с тем, что ему инкриминировали получение взятки, попасть туда было не суждено – отказали. Он смог добиться своего лишь через пять месяцев после того, как обвинения были сняты.
Представитель Госполиции, в свою очередь, отметил: после того, как инцидент был исчерпан, обоих полицейских восстановили в полиции, им были предложены равносильные должности. Яукулис и Юрченокс и сейчас продолжают работать в правоохранительных органах.
Взятка и драка
Стоит напомнить о фабуле «взяточного дела». 27 мая 2007 года «дорожники» Яукулис и Юрченокс патрулировали город. На улице Ницгалес они остановили автомобиль Honda Civic, попросили у водителя (Михаила Д.) права и техпаспорт. Однако водитель пояснил, что предъявить может только свой паспорт: прав у него нет (есть только паспорт), а техосмотр машина не прошла. Полицейские забрали ключи от машины и стали объяснять нарушителю про грядущий штраф. По словам Михаила, его пугали штрафом в 300 латов, при этом «намекая, что можно договориться и на меньшую сумму» (так сказано в его дальнейших показаниях). В конце концов, они, по словам водителя, сговорились на 150 латов.
— Я сказал им, что у меня такой суммы нет, и попросил разрешения позвонить другу. Мне велели звонить прямо из машины. Я позвонил, только не другу, а следователю KNAB Юрису Ю. Сказал ему, что нахожусь в полицейской машине, что с меня требуют 150 латов, и попросил их привезти.
Юрис Ю. попросил узнать, можно ли привезти деньги в евро. Этот вопрос задержанный адресовал полицейским, на что получил ответ «можно, по курсу 0,7». То есть 220 евро.
Чуть позже Юрис Ю. приехал на место передачи денег лично — он привез заранее сфотографированные деньги — 200 евро. Михаил передал их полицейским под диктофон, и ему вернули ключи от машины.
Далее Юрис Ю. попытался «дорожников» арестовать, но они стали сопротивляться и убегать. Кнабовцу даже удалось схватить Юрченокса, но тот вырывался и попытался сломать оперативнику руку. А Яукулис даже выстрелил в борца с коррупцией. В итоге Юрченокс сбежал с места ЧП в полицейской машине, а Яукулиса все-таки удалось удержать...
Но эту версию событий, как уже сказано, следствие доказать не сумело.
Нападение неизвестного
У арестованных полицейских совсем другое мнение на этот счет. По их словам, обнаружив человека за рулем без прав, они стали оформлять протокол об административном правонарушении на 40 латов. При этом водитель все время повторял, что права ему сейчас подвезут. Минут через 15 и вправду подъехал некий мужчина. Тогда нарушитель Михаил резко запрыгнул в салон и выхватил свой паспорт — полицейские даже не успели на это отреагировать. Зато в салон полицейской машины впрыгнул другой человек и стал душить Яукулиса. Тот, будучи за рулем, нажал на газ и поехал, пытаясь ослабить хватку нападавшего. Когда ему удалось выкинуть агрессора из машины, Яукулис сообщил о ЧП по телефону (рация осталась у напарника) своему начальнику. Вместе с напарником они отправились в отделение, где их ждали трое кнабовцев.
Яукулис и Юрченокс настаивают: никакой взятки они не требовали, а тот человек, который на них внезапно напал, и сам не представился, и документов не смог предъявить. После инцидента они и не думали скрываться: вызвали помощь, поехали в отделение, рассказывали о случившемся коллегам.
Версию «дорожников» подтверждали и травмы Яукулиса: синяки на шее и руках, ссадины на лице.
Потерпевший: «Я провоцировал. Часто»
Началось следствие. Оба полицейских были объявлены подозреваемыми, на какое-то время заключены под стражу, а позже — отстранены. Потерпевший Михаил Д. несколько раз менял показания. В конце концов он заявил: вообще-то улаживать проблемы с полицией он предпочитает без протокола. Но в тот раз ситуация была чрезвычайная: еще один штраф, и у него отняли бы права.
Поэтому — при полицейских — он позвонил своему знакомому из Экономической полиции и попросил привезти 150 латов. Но поскольку не был уверен в том, что тот просьбу выполнит, позвонил еще и знакомому кнабовцу.
— Я по его просьбе и раньше провоцировал на дачу взяток «дорожников», — признался в итоге водитель.
Выяснились и некоторые факты биографии потерпевшего. Оказалось, он уже ранее был 6 раз судим. И что особенно важно: на момент «вымогательства взятки» против Михаила Д. был начат уголовный процесс. В результате этого процесса его посадили на 3 года и отняли права.
В общем, следствие уверилось, что, скорее всего, никакой взятки не было. Подтверждает это и такой факт: деньги — те самые 200 евро — так и не были найдены. Ни у самих «дорожников», ни в их машине, ни в отделении. Аудиозапись тоже не дала результатов: слова «200 евро» произносят только кнабовец Юрис Ю. и нарушитель Михаил Д.
Итог: процесс по обоим «дорожникам» был закрыт.
За несправедливость надо платить
Оба «дорожника» требуют у государства компенсацию своего морального ущерба. А именно: по 300 000 латов каждому. 4 февраля 2010 года иск обоих экс-полицейских был принял Рижским окружным судом. Ответчиками в деле выступают KNAB, Генпрокуратура и Госполиция.
Решение по данному непростому делу суд вынесет 21 февраля.