Как сообщил «Росбалту» источник в российских спецслужбах, сразу после совершенного 16 сентября в Москве покушения на Аслана Усояна «воры в законе» заговорили о необходимости проведения крупной сходки. Россия как место для такого мероприятия не рассматривалась изначально. «Законники» склонялись к тому, чтобы собраться в Израиле или Греции (в этих странах находится большое количество «криминальных генералов»). В результате предпочтение было отдано последней стране.
Эдик Осетрина и другие
В Греции после запрета на въезд в Россию обосновался один из сподвижников Деда Хасана Лаша Шушанашвили (Лаша Руставский). Он проживает на хорошо охраняемой вилле «вора в законе» Лаврентия Чолакидиса (Лева Грек, умер в 2010 году). А брат Левы — крупный бизнесмен, который имеет хорошие связи в правоохранительных органах Греции. Именно Лаша и был «принимающей стороной» во время мафиозного саммита.
Уже в четверг в Грецию начали прибывать первые «воры в законе». А к субботе там находилось около 50-ти мафиози, в основном представители клана Деда Хасана. Точный список участников сходки спецслужбы еще уточняют. Мероприятие проходило в одном из арендованных по данному случаю ресторанов. Одной из главных тем обсуждения стало покушение на Аслана Усояна. Сам он еще не до конца оправился после ранения в живот, поэтому в Грецию не прилетел, а с коллегами по криминальному цеху общался при помощи телефона. Однако там присутствовал на данный момент ближайший сподвижник Деда Хасана — Эдуард Асатрян по кличке Эдик Осетрина.
Что касается причин покушения то, по данным «Росбалта», сам Дед Хасан с ними окончательно не определился, не пришли к единому мнению и участники сходки. В частности, некоторые из них высказали предположение, что за стрельбой стоят представители спецслужб. В любом случае решение по данному вопросу было вынесено еще ранее. Представители клана Деда Хасана, виновным в покушении назвали «законника» Мераба Джангвеладзе, сподвижника давнего оппонента Усояна Тариела Ониани (Таро).
«Клан Усояна счел, что от этого человека исходит потенциальная опасность, фактически ему вынесен смертный приговор, — отмечал ранее собеседник агентства. — Тем более, что родной брат Мераба Левон имеет команду профессиональных киллеров, среди которых есть бывшие сотрудники спецслужб Грузии. Они вполне могли принимать участие в покушении».
Второй главной темой «мафиозного саммита» стали последствия убийства 12 человек в станице Кущевская. Резня произошла на территории Краснодарского края, который уже почти 20 лет считается негласной криминальной вотчиной Деда Хасана. До последнего времени даже высокопоставленные чиновники приезжали к нему консультироваться о проектах в данном регионе, в частности, касающихся Олимпийских игр 2014 года. Однако гибель большого количества людей и последовавшие за ними операции спецслужб могут серьезно сказаться как на преступной империи Усояна, так и вообще на всех представителям российского криминального мира.
По словам источника в спецслужбах, сразу после резни в Кущевской президент Дмитрий Медведев дал распоряжение усилить меры по борьбе с организованной преступностью, соответствующие указания были переданы в «профильные» подразделения правоохранительных органов. Зная об этом, «воры в законе» на сходке решили, что сейчас надо отложить все криминальные «разборки» до лучших времен, постараться не привлекать лишний раз к себе внимание.
Спор «по понятиям»
Отдельной темой мероприятия стало поведение сторонников Тариела Ониани, которые сейчас находятся в местах лишения свободы. Собравшиеся отметили, что люди Таро всячески пытаются в СИЗО и колониях притеснять «криминальных генералов» из клана Деда Хасана, что не очень соответствует воровским понятиям. Подобные поступки собравшиеся осудили.
Напомним: во время покушения, совершенного 16 сентября в Москве, Дед Хасан получил сквозное ранение в живот, однако достаточно быстро пошел на поправку. По словам источника агентства, после того, как Усояна перевели из реанимации в общую палату Боткинской больницы, он покинул медицинское заведение, объяснив это тем, что дальше будет лечиться в домашних условиях.
«Вор в законе» сразу отправился в один из подмосковных коттеджей, где и находится по сей день. Там его охраняют около десяти вооруженных людей. Сам Усоян за пределы особняка не выбирается, предпочитая по телефону вести общение с «коллегами по криминальному цеху». Прямой доступ к нему имеют только несколько самых приближенных «воров в законе», в том числе Эдуард Асатрян по кличке Эдик Осетрина, а также родственники. Новыми приемниками Дед Хасан назначил двух своих племянников – «воров в законе» Юрия Усояна (Юра Лазаровский) и Дмитрия Чантурию (Мирон). Юра Лазаровский будет отвечать за империю дяди в Краснодарском крае. А Мирон перебрался из Ярославской области в Москву и принимает участие во всех переговорах, на которых Аслан Усоян из-за ранения присутствовать не может. Пока племянникам Деда Хасана помогает его ближайший сподвижник Эдик Осетрина.