5 Мая 2024 06:14
Новости
  10:16    24.10.2018

Спор об акциях: государству не удалось взыскать с акционеров Grindeks Липманов 2 млн евро

Спор об акциях: государству не удалось взыскать с акционеров Grindeks Липманов 2 млн евро
vesti.lv
В понедельник, 22 октября, Суд Видземского предместья Риги отказал Агентству приватизации в иске. Госструктура хотела взыскать убытки с акционеров ОА Grindeks Кирова и Филиппа Липманов.

Иск был связан с продажей в позапрошлом году принадлежащих государству акций Grindeks, что причинило государству убытки.

8 ноября 2016 года на открытом аукционе на бирже Nasdaq Riga были проданы все принадлежащие государству акции Grindeks - в целом 2,29%. За эти акции было выручено 846 153 евро. 


Кирову Липману и его жене Анне принадлежало 49,98% акций Grindeks, а Филиппу Липману - 0,04%, что вместе составляет 50,02% общего количества акций, обладающих правом голоса.

Депутаты фракции Сейма партии No sirds Latvijai сообщили Министерству экономики, что акции Grindeks были проданы по 3,85 евро, тогда как их цена должна была составить 12,51 евро с учетом того, что акционеры, семья Липманов, обязаны были выступить с предложением об обязательном выкупе акций. Причиненный государству ущерб, по расчетам фракции, составляет свыше 1,9 млн евро.

За нарушение Киров Липман был оштрафован на 14 200 евро, а Филипп Липман - на 10 650 евро, и их обязали выступить с обязательным предложением по выкупу акций к другим акционерам, но Липманы решение КРФК обжаловали.

 

Адвокат Мартиньш Криекис в разговоре с "СЕГОДНЯ" характеризовал происходящее как просто желание определенных лиц нажиться. Дело началось из-за того, что КРФК передумала...

"Могу ли я купить акции?"

Как показывают документы, которые оказались в распоряжении газеты Diena, в конце апреля 2009 года в КРФК обратился сын известного предпринимателя, крупнейшего совладельца фармацевтического предприятия Grindeks Кирова Липмана, Филипп Липман.

Он в заявлении просил КРФК в рамках ее компетенции разъяснить его права и обязанности, вытекающие из Закона о рынке финансовых инструментов в связи с намерением приобрести акции Grindeks.

В своем заявлении Липман указал, что "цель приобретения акций Grindeks — необходимость вкладывать свои свободные денежные средства в успешно работающее акционерное общество и получение доходов от дивидендов или последующего отчуждения этих ценных бумаг".

"Я совершеннолетнее лицо, я полностью независимым от родителей и с родителями не состою в совместном хозяйстве. У меня свои источники доходов, и в акции АО Grindeks я хочу вложить свои средства, которые я получил в результате своей самостоятельной коммерческой деятельности", — говорится в заявлении.

На момент получения заявления Липмана у Grindeks в общей сложности было шесть крупных акционеров, каждый из которых владел от 2,29 до 33,29 процента акций предприятия. Крупнейшими акционерами были родители Липмана — Киров Липман и Анна Липмане, которым принадлежало 33,29% и 16,69% акций. Вместе они владели почти половиной акций предприятия.

В этой ситуации смысл вопроса Липмана был понятен: определить, если его доля вместе с родительской превысит 50% от всех акций, не придется ли им высказать другим акционерам обязательное предложение о выкупе акций.

Закон о рынке финансовых инструментов, разъяснение которого было необходимо Липману, устанавливает, что акционерами, которые действуют согласованно, считаются лица и супруги, и также восходящие и нисходящие родственники первой степени. Однако в законе есть множество оговорок. В такой ситуации обращение за разъяснением к КРФК было обоснованно и закономерно.

КРФК дает советы

Как показывает ответ КРФК, датированный 8 мая 2009 года, надзирающее учреждение, учитывая целый ряд норм закона, и дало однозначный и убедительный ответ — Филипп Липман, приобретая акции Grindeks вместе с родителями, не обязан представлять другим акционерам обязательное предложение о выкупе акций.

"Заявитель указал, что является совершеннолетним лицом и полностью финансово независим от родителей, а также не ведет с родителями совместного хозяйства, и что единственная общая связь, которая связывает заявителя с Кировом Липманом и Анной Липмане — это родство по прямой линии. В соответствии с 8–й статьей настоящего Закона комиссия считает, что нормы 8–й статьи в этом случае не применяются", — указала комиссия. Соответствующая статья закона распространяется на размеры долевого участия в организации.

На основании этого вывода комиссия подтвердила Ф. Липману: если он купит акции АО Grindeks в таком размере, что вместе с родителями доля достигнет или превысит 50% голосующих акций предприятия, "ни заявитель, ни его родители не будут обязаны в соответствии со статьей 61 и 61.1. сообщать о получении существенного влияния в акционерном обществе Grindeks, а также не наступит обязанность в соответствии с 1 пунктом 1–й части 66–й статьи высказать предложение об обязательном выкупе акций".

Кроме того, Ф. Липман хотел выяснить, если он будет голосовать на собрании акционеров предприятия так же, как и его родители, не будет ли это считаться согласованным действием. Но и в этом вопросе КРФК, которую в то время возглавляла Ирена Крумане, его успокоила и пояснила, что одинаковое голосование само по себе не свидетельствует, что заявитель и его родители действуют согласованно в понимании Закона.

Меняются чиновники — меняется мнение

После получения объяснений Ф. Липман купил 0,04% акций Grindeks, и в последующие годы эта ситуация не вызывала никаких возражений КРФК. Однако в 2012 году был назначен новый руководитель КРФК, Кристапс Закулис, а через два года вдруг выяснилось, что финансовый надзиратель передумал и считает, что его предыдущее мнение недействительно.

В ноябре 2014 года совет КРФК в своем решении, упоминая те же статьи Закона о рынке финансовых инструментов, констатировал, что разрешенное той же КРФК 5 лет назад теперь считается нарушением.

На Филиппа и Кирова Липманов наложили значительные денежные штрафы, а также обязали высказать другим акционерам обязательное предложение о выкупе акций.

Закулис в начале 2016 года был вынужден покинуть пост главы КРФК и в настоящее время работает в честном секторе — член правления Luminor bank. Но последствия его решения ощущаются до сих пор и не ограничивается одним лишь денежные взысканиями с семейства Липман.

Первая ласточка

После нового решения КРФК Липманы попытались оспорить его в суде, но неудачно. Еще во время суда количество акций на семью уменьшили, оставив менее 50% (Филипп продал спорные 0,04% акций).

Однако то, что КРФК изменила решение, принесло и другие последствия. Например, в суд подал один из миноритарных акционеров Grindeks Леонид Моховиков. Ему когда–то принадлежало 380 акций Grindeks. Он их продал еще в 2015 году. Но все равно с Кирова Липмана и Филиппа Липмана требует взыскать 2120 евро.

Логика истца такова: он продал свои акции на бирже за 6,93 евро, но если бы К. Липман и Ф. Липман в то время высказали бы обязательное предложение по откупу акций, он бы смог продать их за 12,51 евро за штуку.

КРФК от суда отмежевалась, указав, что ее функция — только надзирать за рынком, а упоминание в письме 12,51 евро за акцию — это всего лишь допущение, никаких решений о выкупе КРФК не принимала.

В свою очередь, адвокат Павел Ребенок газете Diena пояснил, что Моховиков даже не предложил его клиентам К. и Ф. Липманам приобрести свои акции, продавав неизвестным лицам со стороны, фактически сделав невозможным выкуп акций у него.

"В настоящее время ответчик, какую бы сумму он ни заплатил, не получит акции истца", — напоминает адвокат и считает требование Моховикова просто незаконным.

Само новое решение было обжаловано, но даже когда оно вступило в силу, у ответчиков не было обязанности тут же объявлять о выкупе акций, считает сторона бизнесменов. Это подтвердил даже административный окружной суд, настаивая на том, что наложенное КРФК требование объявить об обязательном выкупе акций считается утратившим силу, потому что его невозможно выполнить в связи с изменением фактических обстоятельств.

Кроме того, КРФК в октябре 2016 года сама вышла с официальным заявлением, что с конца мая 2015 года больше не существует обстоятельств, которые обязывают акционеров АО Grindeks Фиилиппа и Кирова Липманов высказать обязательное предложение о выкупе акций.

Тем временем и другие миноритарные акционеры Grindeks объединились, чтобы на основании решения КРФК взыскать весьма существенные суммы. По неофициальной информации, подобный иск подало и... государство.

8 ноября 2016 года Агентство приватизации продало свои акции по Grindeks по цене 3,85 евро за штуку (хотя в среднем в том году цена составляла 5,20 евро за штуку). Всего было получено 846 000 евро.

Через три месяца правительство сообразило, что может подать в суд. Иск был подан, но государство его проиграло.

Оставить комментарий

4 главные под байкой - Читайте также

Читайте также

4 главные под байкой

Кнопка Телеграм в байках

топ 3 под байкой - Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

топ 3 под байкой

Рекомендованно для вас

Криминальный топ 3

Криминальный топ 3

Комментарии

Комментарии