Сроки ультиматумов истекли
Многие, конечно, полагали, что время «перемирия» (протестующие перестали бросать в милицию камни и бутылки с зажигательной смесью и договорились, что милиция не станет предпринимать активных действий, пока лидеры оппозиции не вернутся со встречи с президентом, и даже сами загасили смердящие и горящие покрышки на улице Грушевского — основной линии силового противостояния) радикалы с «евромайдана» используют для поиска новых стратегических запасов автомобильных шин и создания запаса бутылок с «коктейлем Молотова». И действительно, камера местных телевизионщиков время от времени выхватывала именно эти приготовления «евроинтеграторов». Чувствовалось, что «Беркуту» и ВВ вечером придется непросто. Тем более, что истекал срок ультиматума, предъявленный Януковичу. Даже двух ультиматумов. Если «евромайдан» пытался еще о чем-то договориться, как, например, об отмене принятых 16-го января законов против экстремистских проявлений, то «правый сектор» (националисты, ультрас и неофашисты) просто дали Януковичу 24 часа «на эвакуацию». Сроки ультиматумов истекали одновременно вечером четверга.
Во Львове силой «убрали» губернатора
Но, как оказалось, все было еще хитрее. Митинг в поддержку киевского «евромайдана», который проводили во Львове перед зданием областной администрации, быстро перерос в крики и призывы к захвату здания, и толпа ворвалась в него. Милиция сопротивления не оказывала, и захватчики быстро нашли приемную главы области, в которую ворвались и потребовали от губернатора Олега Сало уйти в отставку. Верховодил депутат Львовского городского совета от партии Тягнибока «Свобода» Любомир Мельничук, который лично вручил губернатору бумагу и ручку, а потом (тоже лично) зарегистрировал заявление в канцелярии. Стоит отметить, что Львовская областная администрация вела себя более адекватно по сравнению с городской по отношению к центральной власти, а особенно — в вопросе о героизации бандеровцев. Кстати, городская администрация Львова поддерживала митингующих, препятствующих в течение последних дней передислокации части внутренних войск из Львова в Киев. Позже губернатор попытался отозвать свое заявление, заявив, что не видел другого выхода в ситуации, когда был окружен толпой возбужденных людей. Но каковы будут последствия — пока неясно.
Чуть позже толпа таких же «митингувальников» взяла штурмом и администрацию другого областного центра Украины — Ровно. Все по тому же сценарию. Мирный митинг, мирный протест, крики в толпе о захвате, чтобы губернатор встретился с народом — и штурм. Правда, ровенский губернатор оказался в отпуске. И штурмовики, обнаружив редкое единодушие с Госдепартаментом США, потребовали от Януковича вывести из Киева «Беркут» и подразделения внутренних войск.
А ближе к вечеру пошли сообщения о попытках штурма Житомирского областного Совета и администрации Ивано-Франковской области. Правда, на момент написания этого материала эти попытки были отбиты правоохранительными органами.
Чего хотят бунтари?
Вне зависимости от того, какими окажутся итоги этих и, без сомнения, целого ряда других попыток, которые были предприняты, скоординированность по времени и способу действий данных акций позволяют говорить о том, что налицо — реализация единого плана. Специально приуроченного к тому моменту, когда власть расслабилась от «перемирия».
Чего на самом деле добиваются их участники? Не стоит плодить множество версий. Если они требуют увольнения действующей власти, значит, хотят заменить ее на свою. Это как максимум. Как минимум, даже в случае дезавуирования заявлений губернаторов и занимающих прочие ответственные посты в регионах «майданщики» объявят о создании ими параллельных органов власти. Выберут своих губернаторов, начальников милиции и так далее.
Налицо явная попытка создать целостное пространство значительной части территории Украины, которая не подчиняется Киеву, центральной власти, а претендует на собственную государственность. И не случайно, что попытки захвата власти в регионах были предприняты после того, как президент Украины Виктор Янукович дал обещание президенту Европейской комиссии Баррозу не вводить чрезвычайное положение в стране. И именно тут началась реализация уже не египетского, а ливийско-сирийского сценария на Украине с мятежными городами и отколовшимися провинциями.
О чем могут говорить эти действия? С одной стороны, о том, что расчет Януковича на затягивание времени и на то, что бунтующие доведут киевлян до того, что те сами попросят власть убрать «майдан» вместе с его обитателями, начал частично оправдываться. На площадь Независимости выходит не так много людей, как хотелось бы организаторам, и на всенародную поддержку это совсем не похоже. С другой, видимо, рассудив, что часть лучше целого, если можно потерять все, на что разгорелся аппетит, по крайней мере, один из лидеров оппозиции (скорее всего, тот, у кого наиболее высока популярность в западных регионах) решил не ждать, пока они доведут киевлян, и опрокинул расчеты Януковича, смахнув с шахматной доски все фигуры.
Как бы там ни было, мы, очень похоже, имеем дело с попыткой расколоть Украину примерно пополам по территории со все более явной перспективой скатывания страны в междоусобную войну. И теперь только от Януковича зависит, чем эта попытка закончится — потеряет ли он страну, продолжая оставаться нерешительным и оглядывающимся на Евросоюз и США, или плюнет на них, грозящих лишить его всего, что заработано за всю жизнь — трех магнитофонов импортных, трех курток кожаных и т.д.