Почти неделю жители эстонского города Нарвы всем миром искали пропавшую 9-летнюю девочку Варвару Иванову. Сотни горожан-добровольцев обшаривали все укромные уголки, заглядывали в каждый подвал, обходили каждое заброшенное строение, осматривали пригородные лесопосадки. Полиция сосредоточила в городе своих лучших оперативников.
Но живой Варвару найти не удалось. Раздетое догола, присыпанное снегом маленькое, остывшее тело Вари со следами насилия горожане нашли утром неподалеку от городского ледового холла, среди развалин давно заброшенного строительства. Место это, как уверяют добровольцы-поисковики, они прочесали за день до страшной находки. Там ничего и никого не было. По городу ползут слухи, что изверг следил за поисками ребенка, может быть даже был в рядах добровольцев, и подкинул труп туда, где его, возможно, больше искать не стали бы. Мать Варвары Наталья Иванова полагает, что убийца мог решить избавиться от тела, когда начал бояться, что всеобщие поиски и внимание прессы выведут полицию на его след.
Подозреваемых в этом преступлении пока нет. Полиция не разглашает свои версии произошедшего. Кроме одной. Генеральный директор Департамента полиции Райво Кютт на пресс-конференции высказал предположение, что злоумышленник мог прибыть в приграничный город Нарву из соседней России и туда же потом скрыться. Эстонская полиция, отметил глава Департамента, уже обратилась за помощью к своим российским коллегам.
Черная машина
В воскресный день Варвара как обычно играла во дворе многоэтажного дома. В марте темнеет не слишком рано, снег тает, улица полна детских тайн и развлечений. Мама Варвары рассказывала, что около шести часов вечера, еще засветло, девочка забегала домой, переодела мокрую одежду и снова юркнула «погулять». И не вернулась.
Один из детей, игравших вместе с Варварой, уверял потом, что видел как примерно в половине восьмого вечера девочка села в темный автомобиль к неизвестному мужчине. Через пару дней ребенок поменял показания и сознался, что выдумал эпизод с неизвестным «дяденькой» и «черной машиной». Как выяснилось впоследствии, Варя гуляла с друзьями, но, как это частенько бывает, между детьми произошла ссора. Обиженная Варвара рассталась с приятелями и дальше гуляла одна. Последний звонок с ее мобильного телефона был сделан в половине седьмого вечера. После этого времени телефон был выключен. Девочка просто исчезла. Никаких очевидцев, никаких следов.
Обеспокоенная мать обратилась в полицию и к знакомым. Нарва город русский и быстро переняла телевизионный опыт России. Эстония до сих пор не знала таких массовых поисков пропавшего ребенка. Хотя в Эстонии дети теряются, убегают из дому, порой с ними случаются несчастья. Но прецедентов массового и хорошо организованного поиска пропавших детей эстонские города до сего дня не знали. Русские нарвитяне просто воспроизвели хорошо известные из Рунета и телевидения образцы. На стенах, заборах, столбах были развешаны распечатанные фотографии пропавшей Варвары Ивановой. В социальной сети Facebook тут же было создано сообщество участвующих в поиске. Кстати, в Прибалтике в отличие от России Facebook по популярности превосходит «Вконтакте».
Состав преступления
В первые дни поисков эстонская полиция возбудила уголовное дело по признакам «незаконного лишения свободы ребенка». Неповоротливая правоохранительная машина после проведения всех необходимых экспертиз вероятно переквалифицирует дело по более тяжкой статье. Тем более, полицейские чиновники молчат о предполагаемых причинах смерти и была ли маленькая девочка изнасилована.
Министр внутренних дел Эстонии Кен-Марти Вахер после обнаружения тела девочки прибыл в Нарву, где пообещал полиции всяческую помощь и поддержку в расследовании этого дела. Министр заверил, что полиция активизировала все свои лучшие силы для того, чтобы раскрыть это дело. Сотрудничество ведется и на международном уровне, в том числе с полицией России. «Я могу подтвердить, что раскрытие дела — это явный приоритет для полиции и прокуратуры», — сказал он.
Варвара Иванова однажды уже попадала в сферу внимания эстонских СМИ. Девочка родилась с редчайшим врожденным дефектом иммунной системы. Ей с раннего возраста требовалось дорогостоящее постоянное лечение, на которое у родителей просто не было средств. Детский фонд клинической больницы Тартуского университета обратился за помощью. В кратчайшие сроки были собраны тысячи евро на оплату дорогостоящего лекарства. Варваре стало лучше, появилась возможность полноценной детской жизни. При этом семья Варвары сама денег не получала. Собранная сумма находилась и находится на счетах Детского фонда клинической больницы. Поэтому, возможно, полиция даже не рассматривала версию похищения ради выкупа.
«Она была самостоятельной девочкой и душой компании. В то же время, из-за ее болезни у нее были очень взрослые мысли. Варвара впервые сплотила всех людей Эстонии, когда на покупку лекарств жертвовали и эстонцы, и русские. Сейчас нам присылают соболезнования и на эстонском, и на русском языках, и даже стихи. Соболезнования пришли даже из Италии», — говорит мама Варвары.
Тихие прибалтийские педофилы
Совсем другое дело – преступление совершенное маньяком-педофилом. Примечательно, что в Эстонии или Латвии уголовные дела, связанные с педофилией возбуждаются регулярно, развратники получают тюремные сроки, порой вспыхивают политические скандалы с педофильной подоплекой, но похищения и убийства детей до сего дня не было. Или такого рода деяния не попадали в сферу внимания полиции. После днее аналогичное дело, что могла припомнить эстонская пресса произошло более сорока лет назад. Некий Вейно в Таллине на своем «Москвиче-407» похитил, изнасиловал и убил маленькую 8-летнюю девочку. Бдительные советские люди в считанные дни помогли милиции и КГБ раскрыть это резонансное преступление. Хотя в газетах тогда об этом не было ни слова, да и добровольцы не прочесывали городские парки.
Как гласит самая свежая статистика, 83% жителей Латвии в возрасте от 18 до 55 лет выступают за ужесточение наказаний для педофилов. 11% участников опроса считают, что существующие наказания для педофилов менять не нужно, а 1% заявил, что их нужно смягчить. 5% опрошенных не имели по этому вопросу конкретного мнения. Такие данные получены в ходе опроса, проведенного компанией «TNS Latvia» и телеканалом LNT. Латвийская Фемида, если сравнить с народным мнением, довольно мягко относится к «любителям клубнички». Недавно уголовное законодательство были внесены изменения, согласно которым максимальный срок лишения свободы за растление малолетних был сокращен с 6 до 5 лет и даже введены альтернативные наказания — принудительные работы, денежный штраф и надзор. Латвийский Минюст полагает, что эффективный надзор и воспитательные меры будут лучше защищать общество и способствовать сокращению педофилов, чем карательная юстиция.
Тем не менее, латвийские «любители детей» расползаются по Европе. В прошлом году такой «профессионал» был задержан в Нидерландах, где он работал воспитателем в детских садах и няней в яслях. Работу искал через Интернет. И обвиняется в сексуальном использовании 40 детей младше 4-х лет. И это только один пример.
Эстония в этом отношении кажется более суровой страной. Пару недель назад парламент Эстонии начал рассмотрение законопроекта о химической кастрации педофилов. Законопроект предполагает, что химическая кастрация будет добровольной и станет условием досрочного освобождения. Процедура эта приводит к полному подавлению сексуального влечения и стоит около 10 тысяч евро. Вероятно, оплачивать «лечение» педофилов будут за счет налогоплательщиков.
Согласно статистике министерства юстиции в 2010 году в Эстонии было зарегистрировано 274 случая сексуального насилия над несовершеннолетними. И это только зарегистрированные случаи. В среднем за год эстонские суды признают виновными в педофилии 50— 60 человек. Например, в прошлом году получил 2 года тюрьмы 46-летний работник социального дома Пеэп Пеэтерик за соврещение двух русскоязычных подростков. Зато некий Тармо Т, отделался 420 часами общественных работ за развратные действия с мальчиками. А вот таллиннскому чиновнику Таави Тоомсалу придется 4 года сидеть в тюрьме.
Самым громким в последние годы стало дело педофила Каура Хансона. Специалист по рекламе и связям с общественностью он был председателем влиятельной общественной организации «Союз родителей Эстонии», работал консультантом у ведущих политиков Эстонии из правоконсервативной партии Союз Отечества и Республики. Его преступная страсть вскрылась совершенно случайно и, в конечно итоге, Хансон сел в тюрьму на 10 лет за многочисленные случаи совращения и насилия. Политики же до сих пор оправдываются, заявляя, что в ходе полицейского расследования не было выявлено среди высокопоставленных чиновников никакой сети педофилов. А то, что педофилы общались между собой, бывший глава МВД Марко Померантс сетью не считает.
Илья НИКИФОРОВ, Таллин.