Ему грозило весьма серьезное наказание - до 15 лет тюрьмы. Однако Масляков полностью признал свою вину. Видимо, суд учел его раскаяние и приговорил к 4 годам условно. Помогла и биография обвиняемого: ранее не судим, не привлекался, на учете психиатра не состоял, сейчас — вдовец, один растит сына.
Прокурор, правда, запрашивал более сурового наказания — 5 лет тюрьмы. Однако суд рассудил иначе.
Полный вердикт будет объявлен 22 февраля. После этого стороны смогут ознакомиться с аргументами суда и подать апелляцию.
Прерванный полет над «Излучинами Даугавы»
2 октября 2010 года режиссер Кристап Стрейч отправился снимать красоты природы в полете с дельтаплана. Съемки проходили над красивейшими местами — природным парком «Излучины Даугавы». Во время полета примерно в Таборской волости Даугавпилсского края двигатель дельтаплана в какой-то момент снизил обороты. Но когда мотор снова заработал, режиссер и пилот (Валерий Масляков) решили продолжить полет.
Чуть позже двигатель вновь сократил обороты. Это стало роковым для летательного аппарата: дельтаплан не смог пролететь над верхушками деревьев, сначала взмыл вверх, а затем рухнул на одну из сосен. Пристегнутый ремнями пассажир зацепился за верхушку сосны и остался висеть на ее ветках вниз головой.
Разбившийся дельтаплан искали час
Далее началась операция по спасению потерпевших крушение. Пилот позвонил сначала не спасателям, а своему приятелю на даугавпилсский аэродром. В скорую помощь звонок с просьбой о помощи поступил оттуда. Медики отправились на помощь через три минуты после звонка, но звонивший, вернее, звонившая (подруга режиссера Стрейча) не смогла назвать точное место крушения.
Примерно через 12 минут выехали и пожарные спасатели.
Но только через полчаса после первого звонка появились точные координаты места падения летательного аппарата.
Первая бригада медиков достигла места как минимум через час после падения. Через 10 минут на месте были пожарные. Началась спасательная операция.
Из двигателя дельтаплана тем временем вытекало топливо и пропитывало одежду застрявших на дереве...
Очевидцы: спасатели медлили и курили
Но то, что происходило далее на месте ЧП, разительно отличалось от того, что мы привыкли видеть в фильмах о катастрофах. Слаженные и четкие действия спасателей, эффективные и быстрые решения... Всего этого в тот день не было. Это подтверждают кадры любительского видео, которые продемонстрировала программа De facto.
Спасатели, судя по ролику, просто не знали, что им делать. Они, покуривая, неспешно двинулись к пострадавшим. Свой автомобиль они оставили за 250 метров от дерева, на котором застряли пострадавшие, мотивируя это тем, что ближе не подъехать. Это сейчас многие желающие уже проверили: на авто можно подъехать очень близко к месту трагедии. Поскольку пожарный автомобиль остался далеко позади, использовать автолестницу было невозможно. Было решено использовать обычную. Но она оказалась слишком короткой. Когда же это выяснилось, начались попытки подать пилоту веревку, а затем закрепить и спустить умирающего режиссера.
По словам пилота, один из спасателей забрался на дерево и начал с ним совершенно бессмысленный разговор о том, как он сейчас снимет их с дерева. Несмотря на то что из двигателя дельтаплана текло топливо, спасатели и те, кто находился рядом с местом ЧП, курили.
Царил хаос, никто не знал, что делать. В итоге было решено спиливать ветки дерева,чтобы в случае падения дельтаплана смягчить приземление. Затем появились дорожные полицейские. Им вообще-то нечего было делать на месте ЧП, но они стали снимать происходящее, будто шоу, на мобильные телефоны и при этом шутили. По словам очевидцев, их шокировал цинизм спасателей, которые говорили, что нет смысла спасать режиссера. В один момент у них даже родилась мысль просто сбросить Стрейча с 16-метровой высоты...
Когда режиссера все же удалось снять, времени для его спасения не хватило. Через 3 часа он скончался в больнице.
«Спасателей не учат снимать людей с деревьев»
Сразу после ЧП высшие должностные лица Государственной пожарно-спасательной службы заверяли, что спасательные работы были проведены оперативно и без нарушений. То же подтвердила и проверка, проведенная после ЧП. Хотя «в инструкции не написано, как нужно снимать людей с деревьев», — заявил тогда один из представителей службы.
Начальник ГПСС Айвар Пенцис заявил журналистам программы Degpunktā, что и пострадавшие сами виноваты. По его словам, после ЧП они обзвонили всех друзей и знакомых, но не удосужились набрать номер спасательной службы 112, что помогло бы определить координаты места происшествия.
Он признал, что спасатели приехали без соответствующего снаряжения, поскольку просто не имеют его.
— Наши сотрудники — не супермены, которые способны лазать по деревьям, — заявил он, комментируя неудавшуюся попытку спасти режиссера.
Спасателей проверять не стали
В рамках уголовного процесса ответственность спасателей не подвергалась оценке. Прокурор предъявил обвинение пилоту Валерию Маслякову по второй части 257-й статьи УЗ — «Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее тяжкие последствия — тяжкие телесные повреждения или смерть потерпевшего».
Тот свою вину не отрицает, но считает, что в этом деле должна быть оценена вина не только его, но и ответственных служб, которые некачественно провели спасательную операцию.
Позже, после того, как появилось видео очевидца, Айвар Пенцис заявил, что, возможно, проверка действий спасателей будет возобновлена. Однако сейчас решено, что повторные экспертизы в деле проводиться не будут.