Мероприятие началось с веселых эмоций, из серии — «в тесноте, да не в обиде». Прокуроры уселись в одном зальчике, прессу разместили возле колонки в соседнем — проблема с помещениями, которая одолела прокуратуру, чувствовалась даже здесь.
Дальше в зал начали прибывать гости — начальник Госполиции Инт Кюзис, бывший начальник KNAB Алексей Лоскутов, предыдущий генпрокурор Янис Майзитис и др. Гостей встречал лично нынешний генеральный прокурор, попутно отмахиваясь от атак прессы: «По конкретным делам — никаких комментариев».
В 10.00 в зале появился президент ЛР Андрис Берзиньш, который выступил с речью.
— Генеральная прокуратура одна из немногих структур, которая по соцопросам пользуется доверием населения. Подобный независимый имидж сформировался еще со времен Яниса Скрастиньша и поддерживается до сих пор. Конечно, у нас были трудные времена, но я верю, что мы станем жить лучше и жизнь наладится.
В середине речи президента в зал с журналистами вошли министр ВД Рихард Козловскис с госсекретарем МВД Илзе Петерсоне. Но дослушивать речь Андриса Берзиньша им пришлось в компании колонки и журналистов.
После выступления президента слово взял непосредственно генпрокурор Эрик Калнмейерс, а опоздавшие руководители силовиков заняли места в зале.
Преступность растет, раскрываемость падает
— Сразу хочу сказать: мы получили однозначно тревожный сигнал. В 2011 году уровень преступности вырос по сравнению с 2010 годом на 0,9%. Но если брать страны Балтии в целом, на 100 000 жителей у нас совершается меньше всего преступлений. На втором месте по количеству криминала идет Литва, а на первом обосновалась Эстония.
По словам генпрокурора однозначно радует снижение количества особо тяжких преступлений — он снизился на 5,5%.
— Но тут в статистике есть и печальный аспект. Например, возьмем убийства. В 2010 году было раскрыто 71% убийств, в 2011-м только 31,49%. Это мы связываем с резким падением качества дознания в полиции. Сейчас около 80% полицейских дознавателей имеют стаж работы не более 10 лет. У многих за плечами только колледж, а такого образования часто бывает недостаточно для раскрытия особо трудных дел.
Как выход г-н Калнмейерс обозначил однозначную политику на повышение зарплат сотрудникам МВД. Иначе практика показывает, что недостаточный уровень образования уже приводит к большим проблемам. Дознаватели совершают ошибки в фиксировании доказательств, которые потом перестают быть пригодными для суда. Итог: преступникам становится легче избежать справедливого наказания.
О приговорах, наркотиках и отмывании
Как считает Эрик Калнмейерс, пока его сотрудники довольно неплохо справляются с функциями государственных обвинителей.
— По статистике из десяти обвиняемых, которые идут под суд, девять получают обвинительные приговоры. В других странах ЕС оправдывают от 20 до 50 процентов обвиняемых.
Единственное, что огорчает генерального прокурора, — это слишком мягкое наказание по некоторым статьям УЗ.
В качестве примера генпрокурор привел судебные решения, связанные с легализацией и отмыванием незаконно полученных средств:
— В прошлом году по этим статья были осуждены 17 человек. Сумма ущерба государству составила от 40 000 до 960 000 латов. Ну так вот: в деле о 960 000 трое человек получили всего по 5 лет условно с конфискацией. Но у них не оказалось никакого имущества. Если принять во внимание, что в последнее время ущерб от подобных дел все чаще стремится к 1 млн, то я хочу призвать прокуроров и судей хорошо подумать, как лучше взыскивать эти деньги с преступников. Нужно же как-то оправдывать свои зарплаты и премии...
Самый большой вал криминала в прошлом году пришелся на вновь созданную прокуратуру по борьбе с наркопреступлениями.
— В полиции и прокуратуре вот уже три года идет программа переориентации с поимки рядовых потребителей на распространителей наркотиков. Но это не значит, что простых наркоманов мы оставим в покое. Как минимум мы их сосчитаем и поставим на контроль. Ведь по статистике 60—70% преступников употребляют наркотики.
О кадрах и зарплатах
От структуры преступности генпрокурор перешел к кадровым вопросам. Генпрокуратура вновь начала набирать сотрудников.
— За последнее время мы уже приняли на работу 24 прокурора. В апреле ожидается конкурс еще на 10 вакансий. Уровень зарплат в прокуратуре по сравнению с другими правоохранительными структурами довольно приличный, но и требования высокие. Я лично считаю вправе требовать за такую зарплату качественной и честной работы.
О трудностях и правильной ауре
Однако приличная ситуация в прокуратуре пока только с зарплатами. Другие вопросы требуют скорейшего решения. В противном случае многие прокуроры рискуют просто остаться на улице.
— Ситуация с помещениями у нас — просто катастрофическая. Например, здание Рижской окружной прокуратуры на ул. Дзирнаву находится в предаварийном состоянии. Аналогичные проблемы есть в Курземском предместье, в прокуратуре Вентспилса. Понятно, что денег есть столько, сколько есть, но эти проблемы нужно решать. В конце концов речь идет о престиже судебной системы, и непорядок, когда в туалет в прокуратуре просто страшно зайти.
По признанию Калнмейерса, не каждое здание подходит для нужд прокуратуры. Для работы с подследственными нужны свои специфические условия.
— Как один из вариантов, мы рассматриваем переезд части наших сотрудников в старое здание полиции на ул. Аспазияс. Оно изначально строилось для подобных нужд. Кроме того, и тут мне генерал Кюзис не даст соврать, у этого дома уже есть своя правильная аура, которая будет только помогать в работе.
И о приоритетах на 2012 год
Они, по мнению Эрика Калнмейерса, таковы:
— Основное внимание по-прежнему будет уделяться преступлениям против жизни и здоровья граждан. Повышенное внимание будет уделено наркопреступлениям, человекоторговле и жестокому обращению с детьми.
Среди экономических направлений генпрокурор выделил борьбу с мошенниками, в том числе в интернет-среде, легализации средств, нажитых преступным путем, и кражам из нефтепроводов.
— Мы также сконцентрируемся на контрабанде. В этом году по «голым числам» она у нас вроде бы упала, но это конечно же не так. Поэтому будем разбираться.
Кроме того, прокуратура продолжит усиленный контроль над силовиками и чиновниками: «Дела KNAB и Бюро внутренних расследований — в числе наших основных приоритетов» — подытожил генпрокурор.
На фото слева: председатель комиссии Сейма по обороне и внутренним делам Айнар Латковскис и Эрик Калнмейерс сегодня на собрании.