Развалины на месте КПП
От некогда крупнейшего контрольно-пропускного пункта (КПП) Гренцтале осталась лишь пара полуразвалившихся домиков с разбитыми стёклами. Несколько лет назад права на использование этой территории приобрёл некий механизатор из Курземе, но позже он обанкротился. Этим летом нашёлся новый арендатор, предприятие «East-West transit», известное своим брендом «Latvija Nafta». В его планах построить здесь бензоколонку и небольшой мотель.
КПП в Айнажи продан частному предпринимателю, но никакой деятельности он тут не ведёт. Более-менее крупный пункт в Руцаве частично снесён. Единственный действующий пункт — опять же на литовской границе — в поселке Мейтене. Его для своих нужд используют погранслужбы обеих стран. Ситуация на более мелких КПП ещё хуже.
О том, что КПП в Скайсткалне не продуктовый киоск, а бывший объект погранохраны, напоминают только характерные цвета. В 2010 году государство передало этот объект в собственность самоуправления, и что с ним делать сегодня никто не знает.
Шенгенские автобусы
Так что вопрос, что же делать, если действие Шенгенского договора будет приостановлено, остается открытым. Однако в принципе решить его можно, говорит начальник служебного управления погранохраны Марек Петрушин. Так, в 2010 году на время проведения в Риге парламентской ассамблеи НАТО границы были на замке -- проверяли всех. Для этого в распоряжении пограничников есть мобильные станции. Их здесь называют Шенгенскими автобусами. Освещение, генераторы, считыватели паспортов, компьютеры, связь – всё вроде бы есть. Но есть и проблема.
«Все ресурсы рассчитаны на первый период, это примерно на 10 суток. Если нужно дольше, то нужно хотя бы ротацию персонала провести. Это совсем другие финансы», -- поясняет Петрушин.
МВД: придется потратиться
В МВД сохраняют оптимизм. По словам госсекретаря ведомства Илзе Петерсоне-Годмане, если Шенгенской зоне и наступит конец, то точно не в одночасье.
«Возобновление внутренних границ будет означать введение полного контроля. Это значит -- границы без свободных зон. То, что у многих стран было уже десятки лет назад демонтировано, будет вводиться заново. Будем строить границы. Часть средств наверняка будет из европейских фондов, но однозначно и государству придётся потратиться. Поэтому это будет очень тяжелым решением на самом верху Европейского союза», -- говорит госсекретарь МВД.
Восстановление пограничного контроля будет означать, что мелкие автодороги, ведущие в Литву и Эстонию, могут перекрыть вовсе. Пограничники говорят, что какие именно меры принимать, обычно становится ясно после проведения анализа рисков и угроз.
Но одно дело перекрыть дороги — а как быть со всей остальной границей? Её протяженность у Латвии с Эстонией 343 километра с Литвой составляет 588 км. И никаких заборов тут нет. Только лес, поля, а вдоль литовской границы – ещё и водоёмы. К примеру, реку Мемеле, которая точно разделяет две страны, местные жители зимой спокойно переходят и даже переезжают по льду. А в другое время года есть и другие варианты.
Источник - LSM.lv