При этом Стинка считает, что продажа контрабандных сигарет в Латвии продолжает оставаться на высоком уровне, что сильно отражается на всей теневой экономике.
- Большинство таких сигарет, как известно, к нам везут из России и Белоруссии. Сейчас многие государственные институции совместно с представителями организаций предпринимателей начали особую долгосрочную кампанию по ограничению сигаретной контрабанды. Её цель - привлечь внимание общественности к этому вопросу, пояснить, насколько негативное влияние она несёт в обществе. Ведь для многих людей приобретение контрабандных сигарет до сих пор носит "полезный" характер.
Представитель Philip Morris Latvia критикует и госинституции:
- Ответственные службы плохо работают на восточной границе. Государство пока не понимает, что для того, чтобы поощрить работающих на границе людей, им нужно поднять зарплаты. Было бы логично, если бы нам в ближайшие годы в этом плане помогла Европа. Как финансово, так и другими путями.
Эксперт: удельный вес теневой экономики в Латвии - около 5 млрд евро
Такое заявление сделал директор "Центра долгосрочного бизнеса SSE Riga" Арнис Саука.
В свою очередь, на просьбу оценить, сколько составляла теневая экономика в Латвии в прошлом году в денежном выражении, директор Службы государственных доходов Инара Петерсоне ответила, что СГД - не то учреждение, которое может ответить на этот вопрос, так как оно анализирует цифры, представленные в налоговых декларациях. Саука также заявил, что точного объема теневой экономики не может назвать никто. Как показали исследования, в прошлом году она составила около 24% от ВВП. Следовательно, если ВВП Латвии составляет около 20 млрд евро, то теневая экономика - около 5 млрд.
По словам Петерсоне, доля теневой экономики велика в малом бизнесе, а малых предприятий в Латвии очень много. Саука в этой связи отметил, что малых предприятий достаточно и в других странах мира, но латвийский малый бизнес считает неуплату налогов нормой. "Таков наш менталитет", - согласилась Петерсоне. По данным проведенного исследования, в Литве и Эстонии, в отличие от Латвии, теневая экономика в прошлом году уменьшилась. Саука указал на несколько позиций, отличающих Латвию от соседних государств. Например, зарплаты "в конвертах" составляют в Латвии 25,2%, в Эстонии - 17,1%, в Литве - 15,1%.Также в Латвии очень высок уровень недовольства предпринимателей налоговой политикой.
Напомним, накануне Петерсоне заявила, что самые эффективные меры по борьбе с теневым сектором - превентивные. То есть предприятиям, попавшим в поле зрения СГД, дается возможность "исправиться". Она указала также на ряд других способов, больше связанных с законодательством, чем с изменением налоговых ставок. В частности, это вопрос об авторских договорах и социальном налоге.
По словам Петерсоне, в Латвии очень много компаний, которые не платят налог с прибыли, но по существу занимаются предпринимательством - что уродует рынок. С точки зрения СГД, выплата зарплат "в конвертах" - очень серьезное нарушение, и лицо, ответственное за это, должно нести уголовную ответственность. Руководство СГД уже обсуждало соответствующие поправки к Уголовному закону с Генеральной прокуратурой. Предложение предусматривает, что ответственность должна наступать за уклонение от уплаты налогов в размере уже свыше пяти минимальных зарплат - а не пятидесяти минимальных зарплат, как это предусмотрено сейчас.
Бывший заместитель госсекретаря Минфина по налоговым вопросам Юрис Стинка назвал предложения СГД разумными. Однако, Стинка не считает, что они позволят добиться серьезного прорыва в борьбе с теневой экономикой. По данным недавнего исследования, в Латвии реальное тюремное наказание за неуплату налогов отбывают менее десяти человек. При этом уголовные дела заводятся сотнями - так что, неудивительно, что люди продолжают не платить налоги и заниматься контрабандой.